На главную страницу
Хайнер Мюллер (1929-1995) - в первую очередь, один из важнейших драматургов второй половины XX века, только потом - театральный режиссер. Родился и большую часть своей жизни провел в Восточном Берлине.
Его ранние пьесы о построении социализма в ГДР вызвали недовольство властей и были запрещены. Однако их популярность и многочисленные постановки в Европе и Америке вкупе с твердой марксистской позицией самого автора привели к «легализации» Мюллера на родине. Несмотря на оппозиционность режиму, драматург никогда не хотел эмигрировать. Он был награжден высшими литературными наградами обоих немецких государств: Премией Георга Бюхнера и Национальной премией ГДР.

За 40 лет Хайнер Мюллер написал около 40 пьес и набросков, а также стихи и небольшие прозаические произведения. Его пьесы в основном представляют собой обработки известных сюжетов, например, античных мифов («Тиран Эдип», «Филоктет», «Геракл 5»), пьес Шекспира («Макбет», «Гамлет-машина», «Анатомия. Тит. Падение Рима»), произведений немецкой литературы («Маузер», «Миссия»). Самостоятельных сюжетов у Мюллера значительно меньше, большей частью они посвящены кризисным моментам немецкой истории, так или иначе затрагивающим тему «немецкой вины»: проклятие Нибелунгов и крах Веймарской республики, фигура Гитлера и взаимоотношения Восточной Германии с Советским Союзом («Битва», «Германия. Смерть в Берлине», «Германия 3»). Его главные темы: столкновение человека и власти, диктатура государства, невозможность сосуществования «человеческого, слишком человеческого» и политического идеала, притягательность и обреченность революции.

Незадолго до смерти Хайнер Мюллер стал художественным руководителем театра «Берлинер Ансамбль», в 1949 г. созданного Бертольдом Брехтом вместе с женой, драматической актрисой Еленой Вейгель. В этом театре Мюллер поставил самый значительный и последний свой спектакль – «Карьера Ауртуро Уи, которой могло не быть».
По материалам статьи Анны Чередниченко, www.netslova.ru

Из интервью Мартина Вуттке:
- Вы долгое время работали с Хайнером Мюллером. Как проходили репетиции?
- Ему очень нравился тот хаос, который возникал на репетициях, мне даже кажется, что он немного жалел, что из этого восхитительного беспорядка надо выстраивать спектакль. Хайнер Мюллер создавал открытый театр, он очень чутко прислушивался к жизни улицы. Он не признавал келейного отношения к театру, когда захлопывают все входы и выходы и творят искусство. Это проявлялось даже на элементарном уровне. Однажды во время репетиций на сцене случайно появился актер, который не должен был участвовать в этом эпизоде. Хайнер так обрадовался! И сказал: «Мы должны это использовать, давайте что-нибудь для него придумаем!"» …
Артур Соломонов, «Известия», 2004