Театральная компания ЗМ

Премия «Золотая Маска» 2019 г. - «Специальная Премия Жюри Музыкального театра» Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа композитора»
Музыка, либретто, постановка: Александр Маноцков
Сценография, костюмы: Александр Маноцков, Ксения Шачнева
Ассистент режиссера: Василиса Шмелеева

Голос: Екатерина Лейдер

Голоса и гармоники: Виктор Голумбевский, Дмитрий Дорофеев, Леонид Тимашев, Динар Хайруллин, Егор Дятлов, Иван Громов, Михаил Давыдов, Роман Палякин, Всеволод Лаврухин, Артем Казанцев

Валторна: Рамиль Кадиров
Аккордеон: Эмир Хаиров
Хормейстер: Дина Венедиктова

Продолжительность 1 ч.
Age category 16+
Когда я смотрю со стороны на то, что делаю в последнее время, вижу, что по-своему активно оккупирую территорию театра и создаю какой-то собственный музыкальный театр. Он бывает разным, но это мне близко сейчас. И применительно к Свияжску для меня соблазнительно здесь сделать несколько разных вещей, объединенных общим топосом, – не только географическим и историческим, но и таким полупридуманным, к чему Свияжск очень располагает. Когда само место уже «беременно» такими вещами, которые то ли были, то ли не были. При этом их достоверность не очень важна, потому что мы ощущаем само место как художественное произведение.
None
В конце спектакля артисты по очереди поднимаются по лестнице на высокий куб, исполняя при этом стихиру на Успение пресвятой Богородицы «О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается…». Это торжественное песнопение совсем не про смерть – оно утверждает, что «лестницею к небесам гроб становится». Любопытно еще и то, что «успение» происходит от древнерусского «усъпенiе», что означает не только «кончину», а еще «сон», «засыпание». Получается, «Сны Иакова, или Страшно место» – опера про «лестницу к небесам», по которой в спектакле Маноцкова восходят «твой сын и брат Миша Рахманов», Николаев, Климов, Шайдуллин, осужденные по 58-й статье – все-все, здесь безвинно страдавшие.
None
Название оперы отсылает нас к ветхозаветной истории про «лестницу Иакова». Однако словосочетание «страшно место» ассоциируется еще и со Свияжском: после революции здесь взрывали храмы и расстреливали священнослужителей, именно в Свияжске в 1918 году Лев Троцкий впервые в истории гражданской войны применил «децимацию» (расстрел каждого десятого бойца, бежавшего с фронта). В эпоху СССР в Свияжске располагались лагерь и тюрьма НКВД, в них погибли более пяти тысяч безвинно осужденных. После смерти Сталина в Свияжске «поселилась» психиатрическая больница… Маноцкову было важно осмыслить колоссальный опыт несчастий Свияжска, не растерять историческую память этого «страшного места». Музыку «Снов…» (звучат клавишные гармоники, аккордеон и валторна) хочется сравнить с рекой: спокойная, кажущаяся в своей простоте однообразной, она внушает то тревогу, то покой. Похожий эффект производит и переплетение сюжетов, выстроенных Маноцковым из текстов тюремных анкет, синодиков Свияжского Успенского Богородицкого монастыря, справок и документальных монологов из коллекции Марины Разбежкиной «Чурики-мокурики острова Свияжска». Положенные на неторопливую музыку, они кажутся фрагментами дурного сна: «58-я статья, десять лет, диагноз – эмфизема легких, рак желудка… Смерть последовала от вышеуказанных заболеваний». В сравнении с официальным языком справок монологи свияжских сумасшедших – поэзия: «А разве без жены нельзя? Дети ведь живут. Я по-детски буду жить!»…

Особая благодарность Марине Разбежкиной и Свияжскому музею за предоставленные документальные материалы На странице использованы фотографии Булата Рахимова