Театральная компания ЗМ

Award nominations 2020

Драма / спектакль малой формы
работа режиссера ()
работа драматурга ()
работа драматурга ()
метамодерное действо о русской азбуке

Постановка: Александр Артемов
Тексты: Александр Артемов, Настасья Хрущева
Композитор: Настасья Хрущева, Игорь Стравинский
Фортепиано: Настасья Хрущева
Скрипка: Светлана Сиротина
Видеохудожники: asp_id, Катерина Мельникова
Художники: Катерина Мельникова, Исаак Левитан
Художник по свету: Данил Вачегин

Исполнители: Александр Плаксин, Семен Афендулов, Евгений Сиротин, Евгений ГАЕР Плаксин, Василий Титунин, дядюшка Вилли и группа «Ватные палочки»

Продолжительность 45 мин.
Age category 16+
«Российская А.Азбука» – это собрание стихотворений, посвященных каждой из букв алфавита. «Российская А.Азбука» воспевает само начертание букв, воплощенное в искусстве каллиграфии. Поэтические азбуки обращены к ребенку в тот период, когда буквы еще не стали символами и переживаются глубоко, почти как вещь. Азбуки способствуют продлению периода эстетического переживания букв. Но наша «Российская А.Азбука» обращена не к ребенку, а ко взрослому, потому что сегодня все буквы и стоящие за ними понятия должны быть пережиты заново, пережиты глубоко, длительным эстетическим переживанием. Б – Блины, В – Валенки, Р – Редька, К – Красная площадь, П – Пустота – все это есть в каждом из нас, хотим мы этого или нет.
В спектакле Театра ТРУ «Российская А.Азбука» мужики в спортивных костюмах под музыку Игоря Стравинского выкрикивают в микрофоны частушки на каждую букву алфавита. Это можно воспринимать как стеб над русской культурой, традиционной и современной, но кажется, что спектакль устроен сложнее, потому что чувствуется грань между тем, что подается с иронией, и тем, о чем можно говорить всерьез, и из этого собираются сегодняшние сюжеты.
«Российская А.Азбука» – ярмарочный балаган, каким его можно было бы вообразить на современных подмостках. Пять брутальных мужчин, не иначе как настоящие русские богатыри, под аккомпанемент группы «Ватные палочки» пропевают, проговаривают, ритмизованно прочерчивают одну за одной буквы алфавита. Разве что не вытанцовывают. За каждым символом закреплен свой генетический код русской мифологии: Н – народ, Р – редька, Т – тайга, С – Стравинский, Ц – царь, ну и, конечно, куда без Щ – Щаурмы. Едкие, злободневные частушки, возникающие из недр народной культуры, обращают зрителя к первоосновам исполнительского искусства, где ритм, движение голоса, подача и яростная энергия создают ни на что не похожую авторскую композицию самобытного Театра ТРУ. Для кого-то эстетический, а для кого-то антропологический опыт переживания и проживания элементарных частиц тела русского алфавита – единственно возможный выход из зияющей П – пустоты в бесконечно процветающую К – карнавальную культуру – «вторую жизнь народа и его праздничную жизнь».

Фотографии предоставлены фестивалем «Хаос»