Театральная компания ЗМ

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2008г.- «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая работа художника по свету» в музыкальном театре, «Лучшая женская роль»(Лариса Гоголевская)

опера в одном действии


Режиссер Джонатан Кент

Сценография и костюмы Пол Браун

Художник по свету Тим Митчелл

Главный хормейстер Андрей Петренко



Артисты: Лариса Гоголевская, Ольга Саввова, Елена Небера, Василий Горшков, Павел Шмулевич, Эдуард Цанга, Людмила Канунникова, Людмила Касьяненко, Андрей Попов, Андрей Спехов, Ирина Лоскутова, Ольга Легкова, Кристина Капустинская, Мария Уварова, Татьяна Кравцова, Лия Шевцова
Либретто Гуго фон Гофмансталь

Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев



Исполняется на немецком языке



Продолжительность 1 час 45 минут

Спектакль идет без антрактов








Фотографии © Наталья Разина

Штраус и Гофмансталь создали жестокую оперу невероятной силы эмоционального воздействия. Не случайно, спустя три года после премьеры оперы в 1909 году Юнг ввел термин «комплекс Электры»: Электра захвачена и одержима любовью к своему погибшему отцу и в равной степени одержима желанием восстановить справедливость, жаждой мести. Трагедия Электры заключена в том, что она всегда будет противостоять, не сможет сделать шаг впереёд и принять жизнь такой, какая она есть. И почти перед смертью она произнесет слова: «Liebe tötet! Aber keiner fährt dahin und hat die Liebe nicht gekannt» (Любовь убивает! Но никто не умрет, не познав любви).

Штраус считал, что эта опера, прежде всего, «сообщает эмоцию». Все три героини – Электра, Хризотемис, ее сестра, и Клитемнестра, ее мать – находятся в состоянии мучительной неопределенности, агонии, причина которой – ужасающее убийство Агамемнона, совершенное еще до начала действия оперы.

Мы поместили спектакль в современную Штраусу эпоху модерна. Мы хотели сохранить мифический статус сюжета оперы и в то же время взглянуть на нее глазами современного зрителя со всей многоплановостью его восприятия.
Джонатан Кент




Исполинская истерика немыслимого, как будто на спор сочиненного накала и красоты, устроенная Штраусом из античного сюжета, где Электра и ее брат Орест мстят матери и ее любовнику, убившим их отца Агамемнона, здесь выражена столь же лаконично, сколь и загадочно-метафорически. Оттенок клиники, Фрейдова психоза довлеет над буквализмом декора. Электра, страшная, в красных трениках и грязной рубахе, в начале действия отчаянно перебирает слайды из старой, благополучной семейной жизни, потом достает китель отца. В нем она будет на сцене почти два часа, пока не снимет его с себя, не сложит устало, не потанцует с ним вальс, как маленькая девочка с куклой, и не упадет перед ним замертво. А все, что происходит за закрытыми дверями (ночные кошмары преступной матери, жертвоприношения, месть-убийство, финальное ликование отмщенных), выглядит не только театральной уловкой, но и намеком на фрейдистское толкование сюжета: это чудовищный психоз в голове Электры преодолевает и заражает реальность. Мрачно уходящий со сцены и равнодушный ко всему Орест в финале – еще одно тому подтверждение.
газета «Время новостей»