Театральная компания ЗМ

Премия «Золотая Маска» 2011г. - «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре»
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника в музыкальном театре»
Вечер французских опер XX века



СОКРАТ

Музыка Эрика Сати

Либретто Эрика Сати (фрагменты из «Диалогов» Платона)



БЕДНЫЙ МАТРОС

Музыка Дариуса Мийо

Либретто Жана Кокто




Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Феликс Коробов

Режиссер-постановщик: Анатолий Ледуховский

Художник-постановщик: Сергей Бархин

Режиссер по пластике: Юрий Агений

Художник по свету: Ильдар Бедердинов



Артисты: Наталья Петрожицкая, Наталья Мурадымова, Валерия Зайцева, Лариса Андреева, Валерий Микицкий, Амалия Гогешвили, Дмитрий Кондратков, Дмитрий Степанович, Анастасия Сонина


Продолжительность спектакля 1 час 30 мин.



фотографии © Вадим Лапин, Олег Черноус

На первый взгляд оперы «Сократ» и «Бедный матрос» не имеют между собой ничего общего ни сюжетно, ни музыкально. Если в «Сократе» сюжет практически отсутствует – сидят люди и вещают некие мысли, некие воспоминания, то в «Бедном матросе» четкий сюжет. То же касается и диалогов, на которых построен весь «Матрос», в то время как в «Сократе» они практически отсутствуют, а доминируют монологи.

Наверное, кто-то другой поставил бы эти две оперы отдельно друг от друга. Может быть, так было бы правильней. Но мне, как режиссеру драматическому, более интересным кажется возможность «покопаться» в этих разных структурах и как-то их пересечь. Любопытная задача – из такого разного создать нечто единое.

Надо было определить некий мотив, объединяющий эти истории. Общей оказалась тема убийства. В одной опере – убийство философа, убийство интеллектуальное, изощренное, если хотите, ритуальное – крупного философа травят ядом, предварительно его друзья-соратники долго готовят жертву, превращая приближающуюся смерть в церемониал, вынуждая Сократа испытать все муки медленного осознанного умирания. В другой опере – убийство банальное, простонародное. Убивают грубо, не дав жертве опомниться, причина – бытовые мотивы.

Эти два убийства, происходящие в разных слоях общества, по воле авторов происходят почти на разных планетах. Мы это попробовали подчеркнуть пластическим рисунком – первая часть более изысканная, ее пластика более плавная, вторая часть более грубая, и пластика более резкая.

В то же время мы постарались найти какие-то ходы, которые бы объединяли эти оперы. Что-то из одной истории проникает во вторую, и, наоборот, из второй в первую. Хотелось бы добиться ощущения единого спектакля, чтобы у зрителя не возникло вопросов, почему же эти оперы играются вместе.


Анатолий Ледуховский





История этой постановки началась со случайности. Во время гастролей в Триесте я зашел в нотный магазин и по обыкновению купил целый ящик партитур. Уже выходя из магазина, я заметил одиноко стоящую маленькую партитуру, которая привлекла мое внимание размером и каким-то изяществом оформления, и не глядя купил ее. Это оказался «Сократ».

Посылка с нотами была уже запакована, и я положил партитуру в карман пальто. Несколько дней спустя, гуляя, я обнаружил в кармане партитуру и начал ее листать. Музыка мне очень понравилась своей красотой, изысканностью, рафинированностью инструментовки, идеально выстроенной формой произведения. Понравилась и сама идея, что четыре мужские партии поют женщины.

Когда постановка стала обретать реальные черты, стало ясно, что нужна вторая опера, потому что у Сати всего тридцать минут музыки. Так к «Сократу» добавился «Бедный матрос» Мийо – как абсолютный контраст к первой опере. Они различны во всем: в музыкальном материале, в инструментовке, в образном строе. Две оперы, написанные в одну эпоху и столь непохожие друг на друга, ярко представляют собой эффектный период музыкальной жизни Франции начала XX века.

Пожалуй, единственное, что объединяет «Сократа» и «Бедного матроса» – великолепная литературная основа. Однако мы сознательно отказались от прямой иллюстрации текста и постарались проникнуть в дух той дерзкой и немного хулиганской эпохи.

Феликс Коробов





Мне очень нравится искусство французского авангарда начала XX века. Вспомним, что Сати и Кокто были участниками постановки одного из самых знаменитых спектаклей в истории театра – балета «Парад». Мне хотелось сделать какую-то перекличку с той яркой эпохой, передать привет Франции 1920-х годов. Отсюда красно-бело-синие тона, в которых решен спектакль.
«Сократ» – это по-настоящему авангардное произведение, где роли греческих философов исполняют женщины. «Бедный матрос» – трагическая буффонада. Все современное искусство во многом – трагическая, часто даже истерическая шутка. Таким и получился наш спектакль.

Сергей Бархин