Театральная компания ЗМ

Премия «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучшая работа художника по костюмам» Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету»
Перевод: Борис Пастернак

Режиссер и художник: Денис Бокурадзе
Художник по костюмам: Елена Соловьева
Художник по свету: Евгений Ганзбург
Композитор: Арсений Плаксин
Куратор пластической лексики: Анастасия Шаброва

Артисты: Даниил Богомолов, Юлия Бокурадзе, Любовь Тювилина, Екатерина Кажаева, Сергей Поздняков, Кирилл Стерликов, Василий Яров

Продолжительность 3 ч. 30 мин.
Age category 18+
Государство, власть над судьбами других, абсолютная уверенность в правоте своих поступков, пусть даже самых опрометчивых, все это было в распоряжении Лира. Но, разделяя государство, Король теряет и власть, она утекает сквозь королевские пальцы, и отныне тот, кто вершил судьбами мира, не в состоянии распорядиться простым обедом. Рушится установившийся миропорядок, и в осознании своего бессилия Лир начинает крестный путь испытаний, в котором его сопровождает Шут. Шут как второе «я», его внутренний ребенок, воплощенный через образ то ли кормилицы, то ли потерянной матери. Шут не подначивает и не смеется над Лиром, он тот, кто пытается оградить, защитить Лира от самого себя. Но как только Король входит в состояние безумия, Шут исчезает. Он больше не нужен, ибо сам король становится шутом. Потеряв абсолютно все, вплоть до рассудка, лишившись дома, верноподданных и дочерей, Лир начинает проживать короткую, но очень яркую по ощущениям жизнь, которой был лишен прежде. Он начинает чувствовать человеческую боль. Исполнитель Лира Даниил Богомолов – молодой актер, и ему так же трудно проходить вместе со своим героем этот крестный путь испытаний, меж тем, это путь познания себя и познания Шекспира, и такое триединство дает мощный результат. Мы видим, как формируется актер.
None
В «Грани» не любят не то что лобовых социальных высказываний, но вообще разговоров о сегодняшней действительности. Напротив, смакуют театральность, фантазируют на темы средневековых и возрожденческих картин, ухитряясь привить эти фантазии даже современной пьесе. Но непостижимым образом это их эстетство откликается на нынешнее состояние умов. Мрачный, в духе Босха «Король Лир», где одни и те же актеры играют и положительные, и отрицательные роли, стал виртуозной, графически прорисованной притчей о зыбкости человеческих представлений о добре и зле.
None
«Король Лир» Дениса Бокурадзе, как водится в его маленьком театре «Грань», практически не рассматривает политическую линию шекспировской трагедии. Впрочем, к линии семейной он тоже по большому счету равнодушен. Бокурадзе, скорее, занят истоком пьесы. А исток, как известно, в древних страшных легендах-притчах. Режиссер не просто создает пространство запутанной интриги, не только атмосферу удушливого, погруженного в вечный мрак социума, но решает пьесу как притчу о крестном пути, который у каждого свой, и которого никому не удается избежать.
Однотонные, мрачноватые одежды из валяной шерсти намеренно делают героев похожими друг на друга. Тем более, что одни и те же актеры исполняют и положительные, и отрицательные роли. Так, верного Кента и вероломного Эдмунда играет один и тот же Сергей Поздняков, а Юлия Бокурадзе из вкрадчивой, лживой Реганы легко превращается в субтильного, печального Шута. В центре, разумеется, король. Лир, каким его исполняет Даниил Богомолов, вовсе лишен чувства юмора. Атмосфера, которую он создал в королевстве, одновременно и беспросветна, и призрачна. Ему кажется, что он держит бога за бороду, но на самом деле он на каждом шагу натыкается на туман, сумерки или тьму.

На странице использованы фотографии Леонида Яньшина