Театральная компания ЗМ

Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2018 года
сценическая версия Ярославы Пулинович и Алексея Забегина по Варламу Шаламову

Идея: Ярослава Пулинович
Режиссер: Алексей Забегин
Художник: Константин Соловьев
Свет, звук: Тая Сапурина

Артисты: Ильдар Гарифуллин, Дмитрий Зимин, Елизавета Неволина, Александр Фукалов

Продолжительность 1 ч.
Age category 18+
В работе над постановкой главной задачей было отсечь все лишнее (минимум декораций, минимализм актерского существования) и сохранить «чистоту тона» поэтичной шаламовской прозы. Хотелось создать такую среду, в которой «Колымские рассказы» прозвучали бы сегодня почти без нашей помощи. В процессе работы над спектаклем мы открыли для себя не так давно опубликованный справочник общества «Мемориал» исследователя Андрея Жукова «Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935–1939», что дало нам новое ощущение реальности прозы Шаламова.
None
Режиссер Алексей Забегин и художник Константин Соловьев, кажется, не претендуют на художественное исследование всех законов лагерной действительности «Колымских рассказов», а берутся только за одну линию – движение от нормального человеческого поведения к слому, от эмоционального восприятия к пустоте, от живого сознания к смерти и обратно. Они не впадают в ложную патетику и, похоже, честно признаются – прочитанное в текстах Шаламова сегодня сложно ассоциировать с конкретикой индивидуальной судьбы. Как ее подлинно прочувствовать? Как понять? Как сделать осязаемой и видимой? Тем более в театре. Тем более зная непримиримое отношение самого писателя к пагубной неосторожности вымысла, приблизительности и фальши искусственных конструкций. Шаламовский человек в спектакле, словно остов даурской лиственницы (единственный рисованный образ постановки – скелет дерева), представлен, но не ощутим, не наполнен плотью исторических реалий. Он скорее знак времени, и без того мифологизированного. Но вместе с тем закономерность сегодняшнего взгляда на лагерный опыт как мифологическую составляющую национальной культуры не означает, что «Колымские рассказы» превращены создателями спектакля в плоский и орнаментальный слепок памяти. Избегая реставрации исторического быта и образа человека, они предлагают иной выход к достоверности. Актеры обращаются с фактурой шаламовской речи документально, выстраивают собственное отношение к произносимым историям: как я бы поступил, что было бы со мной, как я бы себя ощущал в этих страшных условиях.
None
На странице использованы фотографии Артура Селезнева