Театральная компания ЗМ

Award nominations 2020

Куклы / спектакль
работа режиссера ()
работа художника ()
этнофутуристическая мистерия

Режиссер-постановщик: Алексей Ямаев
Композитор: Григорий Архипов
Художник-сценограф: Сергей Таныгин
Художник по костюмам: Светлана Марчик
Хореограф: Марина Рыбак
Художник по свету: Александр Иванов
Звукорежиссеры: Андрей Кузьминых, Руслан Макаров

Традиционные марийские инструменты изготовил Николай Смирнов

Артисты: Егор Ярандаев, Руслан Незеев, Александр Журкин, Марина Федорова, Анжела Тихонова, Марианна Сильвестрова, Эльвира Лисицына

Продолжительность 1 ч.
Age category 12+
Для каждого из постановочной команды спектакль «Ночной караул» – это личная история. Здесь есть память о своих корнях и есть будущее, в которое мы идем. Для этого спектакля собраны предметы практически со всей Республики Марий Эл – оконные наличники, веретена, половики, ткацкий станок, лапти, домашняя утварь. Здесь каждая вещь – будь то реквизит или элемент декорации, или маска – несет в себе энергию людей, ее создавших. И для меня очень важно, что мы дали им вторую жизнь в нашем спектакле. Нам очень хотелось сделать душевный спектакль, и приятно, когда зритель выходит со спектакля изменившимся. Кто-то перенесется на малую родину, вспомнит свое детство, своих родителей...
Обрусевший горожанин по имени Олёш поссорился со своей девушкой и ринулся на родину своих предков – в заброшенную деревню Маскародо. Здесь он жил в детстве. И вот ночью в заброшенный дом приходят призраки бывших жителей этой деревни и приглашают его пойти с ними в ночной караул. И это мистическое, почти бредовое, астральное патрулирование возвращает Олёше его родовую память, он вспоминает забытый им марийский язык. Вся постановка наполнена завораживающими спецэффектами, которые уносят зрителя далеко за пределы дома. В итоге философия этого спектакля по-тарковски уходит за пределы мистерии, этноса, фантастики. Как в «Солярисе», главной темой стала космическая глубина ностальгии по родной земле, по родовым корням.
Столица Республики Марий Эл – парадоксальный город, который как бы стесняется своей истории, неуклюже мимикрируя под Европу. В нулевых у него появился новый центр с дешевыми подобиями венецианского Дворца дожей, Московского Кремля и баварского замка Нойшванштайн – к слову, Республиканский театр кукол расположен именно в замке. О народе мари в Йошкар-Оле не напоминает почти ничего. 
На контрасте с космополитичным обликом города «Ночной караул» Алексея Ямаева выглядит особенно ценным. Это спектакль о марийской идентичности, основанный на детских воспоминаниях режиссера. «Йÿд орол», ночной караул – деревенский обычай мари: после захода солнца селяне выставляли стражу на случай пожара. С призраками караульных сталкивается главный герой, который приехал из города в опустевшую родную деревню. 
Пьесу написал по заказу театра Денис Осокин – главный литературный посол марийской культуры. Сценограф Сергей Таныгин наполнил пространство аутентичными деревенскими вещами вроде резных наличников. Композитор Григорий Архипов сочинил саундтрек для старинных местных и современных инструментов, используя в том числе народные песни. Созданием персонажей занималась художница Светлана Марчик: ее плетеные маски – самая запоминающаяся часть спектакля.

На странице использованы фотографии Анастасии Деминой