Театральная компания ЗМ

Участник программы «Новая пьеса» Фестиваля 2011 года
Режиссер: Римас Туминас

Художник: Адомас Яцовскис

Художник по костюмам: Юозас Статкявичус

Композитор: Фаустас Латенас



Артисты: Йокубас Барейкис, Гинтаре Латвенайте, Рамунас Циценас, Валда Бичкуте, Аудрюс Бружас, Габриеле Туминайте-Радвинаускене, Мантас Вайтекунас, Леонардас Победоносцевас, Инета Стасюлите, Балис Латенас, Миндаугас Цапас, Юрате Микалюнене, Раса Якучионите



Продолжительность 3 часа





3 марта после спектакля cостоится обсуждение. На вопросы зрителей ответят драматург Мариус Ивашкявичус , режиссер Римас Туминас, художник Адомас Яцовскис. Модератором дискуссии выступит театральный критик Александр Вислов.
Мастером в новом спектакле Римаса Туминаса называют не главного героя – поэта Адама Мицкевича, чья национальная принадлежность становится для авторов одним из неразрешимых вопросов, но его духовного наставника – знаменитого сектанта и мистика XIX века Анджея Товянского. Сложные взаимоотношения Мицкевича и Товянского выбраны автором пьесы Мариусом Ивашкявичюсом как повод для размышления о самоидентификации литовцев.
37-летний Ивашкявичюс – главный сегодня литовский драматург – работал над пьесой вместе с актерами Туминаса, пытаясь найти к непростой и, казалось бы, «исторической» теме сегодняшние ключи. В итоге в спектакль вошел не весь текст целиком, но об этом можно только догадываться: история Мицкевича и Товянского сложилась в парадоксальное целое.

С художником Адомасом Яцовскисом Туминас сочинил намеренно состарившееся, потрескавшееся от времени пространство с высокими остатками стен, кожаным диваном и боковыми ступеньками, на которые поднимается 40-летний Мицкевич с речью. Два сюжета развиваются параллельно: один чисто семейный и вполне мелодраматический. Другой – интеллектуальный, причем так увлекательно написанный, что наблюдать за ним не менее интересно, чем за историей отношений.

Элегантно и остроумно в «салонных» сценах Ивашкявичюс и Туминас дают по носу Европе, польской гордыне, литовской замкнутости и, наконец, российской державной привычке брать все, что плохо лежит, – будь то Польша или Литва.


«Независимая газета»