6 марта 2015

Оценка спектакля должна формироваться на основе профессионального мнения

В Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета
В Прокуратуру по Новосибирской области В Следственный Комитет РФ по Новосибирской области

Уважаемые господа!

Сегодня следственным комитетом Новосибирской области проводится проверка по делу о постановке оперы «Тангейзер» в НГАТОиБ, а городской суд рассматривает дело об административном правонарушении. По версии прокуратуры таковым является показ спектакля «Тангейзер» на сцене НГАТОиБ 20 и 22 декабря прошлого года. К ответственности пытаются привлечь режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича.

Мы полагаем, что оценка спектакля должна формироваться на основе мнения профессионального сообщества – экспертов, критиков, коллег, а также зрительской реакции, которая, прежде всего, выражается в аплодисментах и заполняемости зала, а не на основании конфессиональных претензий и мнении прокуроров. В отличие от тех, кто предъявил этому спектаклю обвинения, мы его видели, и помимо уже написанных рецензий, которые прилагаются в ссылках в дополнении к этому письму, мы могли засвидетельствовать продолжительные овации более чем полутора тысяч человек в зале. Среди этих людей мы не видели ни одного, кто открыто выражал бы свой протест.

Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета – гордость нашей страны, а молодого режиссера Тимофея Кулябина можно считать одной из самых больших надежд современной российской сцены. И подобный прецедент, включающий в себя заявление крупного церковного деятеля, давление со стороны органов на значимый театр несет в себе угрозу опосредованной цензуры. Это особенно тревожно, поскольку критерии, по которым сейчас выдвинуты обвинения, крайне размыты и позволяют порой самые радикальные трактовки. История претензий различных религиозных сообществ к искусству знает множество драматических примеров из прошлого и настоящего.

Крайне настораживает и тот факт, что первым громким адресатом подобных обвинений стал спектакль, который, по нашему мнению, является попыткой глубокого анализа оригинальной вагнеровской темы и который невозможно заподозрить в намеренной провокационности. Напротив, в этой постановке, проводится последовательный и уважительный диалог со зрителем на тему свободы художника, ее границ, ее цены, и сложных взаимоотношений художника и веры. Все эти темы заявлены и в оригинальном либретто Рихарда Вагнера. Мы хотели бы засвидетельствовать, что все детали спектакля, вызывающие наиболее возмущенную реакцию, вырваны из оригинального контекста, в котором они не могут рассматриваться как провокация и намеренное оскорбление. Мы выражаем надежду, что обсуждение этого спектакля скорейшим образом вернутся из суда и следственного комитета в рамки общественной и профессиональной дискуссии, в которой мы будем рады принять участие.

С уважением,

Екатерина Бирюкова, Председатель экспертного совета фестиваля Золотая Маска сезона 2014/15 шеф-редактор раздела Академическая музыка портала www.colta.ru

Марина Гайкович
Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15, Зав. отделом культуры «Независимой газеты», кандидат искусствоведения

Анна Гордеева
Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15, балетный обозреватель журнала «Музыкальная жизнь»

Владимир Дудин
Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15, редактор газеты «Консерватория»

Илья Кухаренко
Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15, Театральный критик, продюсер, телеведущий «Россия-Культура»

Елена Черемных Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15, Музыкальный обозреватель, автор книг по истории музыки



Оценка спектакля должна формироваться на основе профессионального мнения