Театральная компания ЗМ

Новости

6 марта 2015

Оценка спектакля должна формироваться на основе профессионального мнения

В Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета

В Прокуратуру по Новосибирской области
В Следственный Комитет РФ по Новосибирской области


Уважаемые господа!


Сегодня следственным комитетом Новосибирской области проводится проверка по делу о постановке оперы «Тангейзер» в НГАТОиБ, а городской суд рассматривает дело об административном правонарушении. По версии прокуратуры таковым является показ спектакля «Тангейзер» на сцене НГАТОиБ 20 и 22 декабря прошлого года. К ответственности пытаются привлечь режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича.
Мы полагаем, что оценка спектакля должна формироваться на основе мнения профессионального сообщества – экспертов, критиков, коллег, а также зрительской реакции, которая, прежде всего, выражается в аплодисментах и заполняемости зала, а не на основании конфессиональных претензий и мнении прокуроров. В отличие от тех, кто предъявил этому спектаклю обвинения, мы его видели, и помимо уже написанных рецензий, которые прилагаются в ссылках в дополнении к этому письму, мы могли засвидетельствовать продолжительные овации более чем полутора тысяч человек в зале. Среди этих людей мы не видели ни одного, кто открыто выражал бы свой протест.
Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета – гордость нашей страны, а молодого режиссера Тимофея Кулябина можно считать одной из самых больших надежд современной российской сцены. И подобный прецедент, включающий в себя заявление крупного церковного деятеля, давление со стороны органов на значимый театр несет в себе угрозу опосредованной цензуры. Это особенно тревожно, поскольку критерии, по которым сейчас выдвинуты обвинения, крайне размыты и позволяют порой самые радикальные трактовки. История претензий различных религиозных сообществ к искусству знает множество драматических примеров из прошлого и настоящего.
Крайне настораживает и тот факт, что первым громким адресатом подобных обвинений стал спектакль, который, по нашему мнению, является попыткой глубокого анализа оригинальной вагнеровской темы и который невозможно заподозрить в намеренной провокационности. Напротив, в этой постановке, проводится последовательный и уважительный диалог со зрителем на тему свободы художника, ее границ, ее цены, и сложных взаимоотношений художника и веры. Все эти темы заявлены и в оригинальном либретто Рихарда Вагнера. Мы хотели бы засвидетельствовать, что все детали спектакля, вызывающие наиболее возмущенную реакцию, вырваны из оригинального контекста, в котором они не могут рассматриваться как провокация и намеренное оскорбление. Мы выражаем надежду, что обсуждение этого спектакля скорейшим образом вернутся из суда и следственного комитета в рамки общественной и профессиональной дискуссии, в которой мы будем рады принять участие.
С уважением,
Екатерина Бирюкова,
Председатель экспертного совета фестиваля Золотая Маска сезона 2014/15
шеф-редактор раздела Академическая музыка портала www.colta.ru
Марина Гайкович

Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15,
Зав. отделом культуры «Независимой газеты», кандидат искусствоведения
Анна Гордеева

Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15,
балетный обозреватель журнала «Музыкальная жизнь»
Владимир Дудин

Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15,
редактор газеты «Консерватория»
Илья Кухаренко

Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15,
Театральный критик, продюсер, телеведущий «Россия-Культура»
Елена Черемных
Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15,
Музыкальный обозреватель, автор книг по истории музыки