Театральная компания ЗМ

Новости

29 мая 2015

Несколько слов о важном

На сайтах Петербургского театрального журнала, а также интернет-порталов Colta.ru и Teatral-online опубликованы результаты опроса и открытые письма руководителей ведущих российских театров, рассказывающих о собственном отношении к «Золотой Маске». Тексты приведены полностью на нашем сайте.

«Национальное достояние России»


Интернет-портал Colta.ru

В конце минувшей недели на выездном совещании Минкульта «О реализации основ государственной культурной политики Российской Федерации» первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов выступил с жесткой критикой Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», обвинив организаторов форума в последовательной пропаганде спектаклей, «провоцирующих общество, очевидно содержащих элементы русофобии, презрение к истории нашей страны и сознательно выходящих за нравственные рамки» и усомнившись в необходимости финансирования фестиваля госбюджетом. В финале своего выступления господин Аристархов предложил театральному сообществу ответить на вопрос: «С кем вы, мастера культуры? С народом или против народа?» COLTA.RU публикует результаты опроса руководителей ведущих российских театров, рассказывающих о собственном отношении к «Золотой маске».

Валерий Фокин


художественный руководитель Александринского театра

Самое ценное в этом проекте то, что «Золотая маска» позиционировалась и всегда реально являлась выражением независимого мнения экспертных сообществ профессионалов о произведениях, представляющих современный художественный процесс. Это и укрепило авторитет «Маски» как действительно высшей профессиональной театральной премии.

Отсутствие идеологической и эстетической тенденциозности (сменность экспертных советов, состава жюри и его председателей), система номинаций (отражающих всю полноту театральных форм), охват театров — как региональных, так и столичных, высокая планка критериев, исходящая, как говорят, из «уровня мировых стандартов», — все это реально позволило динамизировать театральную жизнь в нашей стране.

Очень важна роль «Маски» в возрождении и активизации гастрольной деятельности. Показ в регионах лучших достижений российского театра и, в свою очередь, представление региональных театров в Москве и Петербурге — в этих проектах «Маска», безусловно, идет в авангарде отечественного культурного процесса.

Единство конкурса и фестиваля — еще одна позитивная черта этого проекта. Позитивной является и вариативность разного рода специальных премий и призов, которые позволяют поддержать как различного рода значимые для театральной жизни начинания, явления и достижения, так и специальные, индивидуальные заслуги крупнейших деятелей российского театра.

Лев Додин


художественный руководитель Малого драматического театра — Театра Европы

«Золотая маска» объединяет театральное сообщество России, его столичные и региональные составляющие, что принципиально важно, потому что исторически — и до революции 1917 года, и при советской власти — существовал, на мой взгляд, катастрофический разрыв между столичными и провинциальными театрами, разрыв, прежде всего, в области престижа и известности. Существует он и сегодня, когда серьезный театр сознательно или бессознательно вытесняется из поля общественных интересов легковесными, чисто коммерческими проектами, особенно шоу-бизнесом и вообще массовым искусством. Наконец, фестиваль в том виде, в котором он развился и созрел, противостоит все более растущей сегодня тенденции оценивать работу театра с точки зрения только коммерческой рентабельности. Кроме того, «Золотая маска» остается в сознании российского общества одним из немногих действительно независимых гражданских общественных начинаний — что сегодня, когда руководством страны так много говорится о необходимости структуризации гражданского общества, чрезвычайно важно.

Кирилл Серебренников


художественный руководитель «Гоголь-центра»

Скажу честно, я к «Золотой маске» не имел и не хочу иметь никакого отношения. Эта премия всегда упорно игнорировала мои спектакли, особенно те, которые я сам считал удачными, а те, что попадали в конкурс, каждый раз становились предметом споров и скандалов среди экспертов. Одну «Маску» — как бы по совокупности за работы одного из прошлых сезонов — я отказался принять в знак протеста, другую — за «Отморозков» — все же пришлось взять, чтобы не обижать жюри и тех, кто боролся за спектакль. Это не мой фестиваль, это не мое сообщество, на его трудности и разборки внутри него я скептически смотрю со стороны. Но наступившая новая ждановщина так отвратительна и опасна для Театра в целом, что я высказываю слова поддержки всем, кто делает эту премию и фестиваль. Они работают, делают, создают, а эти «аристарховы» умеют только ломать. Обвинения в русофобии, аморальности и прочих «грехах» ведущих режиссеров — лауреатов премии последних лет — Сергея Женовача, Валерия Фокина, Льва Додина — это просто позор. Этого безграмотного и неумного чиновника надо гнать вон, пока он окончательно не наломал дров.
Андрей Могучий


художественный руководитель Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова


Я искренне восхищаюсь командой «Золотой маски», восхищаюсь их организационным талантом, неутомимостью, какой-то невероятной любовью к театру и людям, его создающим. За что низкий им поклон, уважение и любовь.

Ежегодно «Золотая маска» задает высочайшую планку профессионализма, организуя в Москве показ лучших спектаклей страны. «Маска» — это всегда проверка твоего художественного соответствия запросам сегодняшнего дня. Оценки членов экспертных советов и жюри «Маски» расставляют приоритеты, определяют основные тенденции развития театрального искусства страны на будущий год.

Конечно, недовольные будут всегда. «Золотую маску» будут упрекать в несправедливости, в субъективности экспертов или жюри, в тенденциозности и прочих грехах. На моей памяти — а свою первую «Маску» я получил 15 лет назад — не было года, чтобы после очередного конкурса не разыгрывались бури негодования. И это, к сожалению, свойство и издержки любой конкурсной премии.

Конечно, нет предела совершенству, и есть вещи, которые, наверное, можно и нужно корректировать. Есть что-то, за что «Маску» можно и покритиковать. Но нельзя лишать театральное сообщество возможности профессионального состязания, возможности соотнести себя с коллегами «по гамбургскому счету», понять свое место на театральной карте страны.

Константин Богомолов



режиссер

Все театральные деятели знают, что гастроли — вещь опасная. На гастролях с людьми происходят порой страшные метаморфозы. Тихоня становится дебоширом, семьянин — бабником, случаются и совсем безобразия. Словом, люди культуры в командировках проявляются совершенно неожиданно и, как правило, некультурно. Но это не вина их. Это командировка. Поэтому я бы списал все на выездное заседание.

Генриетта Яновская, Кама Гинкас


Московский ТЮЗ

Ничего не имея, конечно, против государственных премий, должны сказать, что они коренным образом отличаются от премии «Золотая маска»: первые оценивают госслужбу, вторая — вклад в искусство театра. Государственную премию дают таинственные чиновники или приближенные критики. «Золотую маску» присуждает с большей или меньшей объективностью театральная общественность.

Проект «Золотой маски» полезен уже тем, что молодой режиссер, артист или художник, номинированный на эту премию, а тем более получивший ее, получает подтверждение, что он замечен и его поиск оценен. Для молодого театрального работника, комплексующего или сверхсамоуверенного, это чрезвычайно важно.

Никакие призы никогда не бывают объективными. Сюда кроме борьбы групп вмешиваются стратегические и политические мотивы. Даже Нобелевская премия давно перестала быть объективной, полагая, что если премию дали «желтому» континенту, то пора дать континенту «черному». Даже Ахматова не была удостоена Нобелевки, как эту премию всегда называл Иосиф Бродский.

На вопрос молодого артиста, что лучше — номинация или премия, мудрый Игорь Ясулович ответил: конечно, номинация. Номинированы те, кого невозможно не заметить. А далее — дело театральной политики.

Михаил Угаров

художественный руководитель «Театра.doc»

«Золотая маска» формирует и осуществляет театральную жизнь России — очень, надо сказать, разношерстную. «Маска» занимается институционализацией отечественного театра. Не будем брать крупные театры, поскольку у них хватает сил и самим себя предъявлять «городу и миру», но вот, к примеру, история с Прокопьевской драмой: если бы не эксперты «Золотой маски», кто бы знал, что есть этот театр и этот, в конце концов, город? Но он тем не менее сейчас нанесен на карту России. «Маска» создает эту карту, с годами сильно меняющуюся, — более того, оказывается, что многие крупные российские города вообще находятся вне этой карты. Ну, например, Нижний Новгород — абсолютно же нет его, и кто в этом виноват? Честно говоря, видя иногда, что там происходит, думаешь, что сам Нижний Новгород и виноват. Такая констатация картины год за годом очень важна — она дает возможность и профессионалам, и экспертному сообществу, да и так называемым простым людям ориентироваться в том, что происходит в театральном процессе.
Евгений Писарев, Анна Волк


Московский драматический театр имени А.С. Пушкина


Ценность фестиваля и конкурса «Золотая маска» — в возможности увидеть, услышать, узнать, понять, что происходит в театральном процессе страны сегодня и чего ждать завтра. Столичные театры понимают, что жизнь есть и за пределами окружной дороги — и иногда значительно более насыщенная и интересная, чем кажется изнутри МКАД. Нужно ли говорить, что для региональных театров «Маска» — зачастую единственная возможность встретиться с московской публикой, прессой, профессиональным сообществом и получить его оценку.

Сейчас кажется, что «Золотая маска» была всегда — и должна всегда быть, оставаясь константой театрального процесса нашей страны.

Важна независимость «Маски» от кого бы то ни было, кроме профессионального сообщества в лице Союза театральных деятелей как учредителя, критиков в экспертных советах и практиков — в жюри. «Золотая маска» — это премия не чиновников, но профессионалов, деятелей театров. Ее девиз — независимость и субъективность в лучшем значении этих слов.
Алексей Бородин, Софья Апфельбаум


РАМТ

Несмотря на все споры и неизбежные в творческой среде разногласия, авторитет «Золотой маски» для театральной общественности безусловен. Тот «банк данных», срез театральных сезонов, которые накопила «Маска» за два десятилетия своей работы, — это живая история отечественного театра. Дискуссии о том, какой быть «Маске», ведутся со дня ее основания. Фестиваль постоянно видоизменяется, появляются все новые и новые номинации, программы, вносятся изменения в работу экспертов — все это необходимо для того, чтобы «Маска» не превратилась в статичный ритуал.
Евгений Марчелли, Юрий Итин


Театр драмы имени Федора Волкова

«Золотая маска» — национальное достояние России. При невозможности объективности в искусстве с появлением «Маски» возник критерий, заданный профессионалами критического цеха, по которому определяются самые яркие события театрального сезона. Конкуренция, возникающая при определении лауреатов, — стимулирующий, а не разрушающий фактор театральной жизни. Фестиваль создает пространство, в котором на протяжении месяца в столице собирается вся театральная страна, — это бесценный опыт обмена живой информацией, живым общением, опыт, если хотите, единения.





С кем вы, мастера культуры?


Интернет-портал Teatral-online.ru

Как известно, 22 мая в Туле прошло совещание Министерства культуры «О реализации основ государственной культурной политики Российской федерации». Среди прочих вопросов первый заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов затронул и проблемы Национальной театральной премии «Золотая Маска». Причем весьма нелицеприятно:

«… есть некий театральный фестиваль, который из года в год системно поддерживает постановки, которые очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны, и сознательно выходят за нравственные рамки.

… Имеет ли право государство поддерживать данный фестиваль в том виде, в котором он имеется? Наверное, не имеет. … Поэтому, в свете вышесказанного, наверное, актуальным становится вопрос, который задавал один деятель: «С кем Вы, мастера культуры?», который мы с вами должны задать тем, кто считает себя деятелем культуры. С народом или против народа?...»

Этот вопрос в нашей стране, похоже, снова становится актуальным наряду с хрестоматийными «Что делать?» и «Кто виноват?». На сайте самой «Золотой Маски» опубликованы комментарии к цитируемому выступлению, принадлежащие весьма значимым «деятелям культуры» России Георгию Тараторкину, Константину Райкину и Игорю Костолевскому.

Портал «Театрал» тоже решил предоставить слово российским театрам или их руководителям, которые делятся своими размышлениями о фестивале и премии.

Золотые идеи легко погубить – трудно сделать их золотыми!

Открытое письмо в поддержку фестиваля «Золотая Маска»


С тревогой и недоумением мы наблюдаем за кампанией огульного осуждения самого значительного, самого многогранного и самого профессионального театрального фестиваля России – Национального фестиваля «Золотая Маска».

Убеждены, что ряд спикеров, судящих о деятельности этого фестиваля с позиции государственных интересов, пользуются, по всей видимости, неполными сведениями, не подкрепленными добротной профессиональной оценкой.

А такую оценку могли бы дать сотни театров со всей России, которым фестиваль «Золотая Маска» позволил сделать творческое имя, выйти из забвения, раскрыть свои возможности и таланты, обновить профессиональные контакты и знания, а в конечном итоге – обогатить художественную жизнь своих регионов и страны.

Каким бы не было отношение каждого конкретного театра к «Золотой Маске», он – невзирая на частные обиды ранимых творческих людей – внимательно следит за работой ее экспертов, ждет объявления номинантов и оглашения результатов. Потому что «Золотая Маска» – устоявшаяся общественная культурная институция России, объединяющая все театральное братство, готовая и способная это сделать.

Кого-то тревожат принципы такого объединения, но нам они кажутся единственно верными: это профессионализм, творческая неординарность театральных работ и их устремленность в будущее, а не только на копирование образцов прошлого.

Развитие фестиваля «Золотая Маска» в последние годы происходит стремительно, появляется огромное число новых проектов, охватываются смежные сферы деятельности, масса новых участников и новые формы их признания (Лонг-лист, программа «Маска Плюс»). Все эти тенденции – абсолютно правильные, поскольку учитывают интересы огромного и очень неоднородного по своей природе театрального сообщества. Как эта работа по консолидации и максимально широкой поддержке российского театрального мира сочетается с обвинениями «Золотой Маски» в продвижении узкой группы лиц? Совершенно непонятно!

Давайте еще раз взвесим, что к этому моменту уже создано и накоплено «Золотой Маской»:

- отработанные механизмы мониторинга всего театрального пространства России,

- максимально демократичный и строгий подход к отбору участников за счет принципа двойной фильтрации претендентов на премию (Экспертный совет и Жюри), система ротации экспертов и членов жюри с учетом возрастного и статусного ценза,

- огромный опыт в продвижении лучших отечественных театральных достижений на российский и мировой театральный рынок,

- статус и репутация Национального фестиваля и премии.

При этом дирекция «Золотой Маски», как показывает опыт нашего театра, абсолютно беспристрастна, деликатна и интеллигента в фестивальном процессе. Всем участникам оказывается максимальное содействие, внимание и уважение, кто бы это ни был – Лев Додин, Сергей Женовач или простой актер из Хакасии. Эти принципы работы задают тон и многому учат театральных менеджеров всей страны.

Чтобы ежегодно уметь организовать, выстроить такую работу, нужно быть не только профессионалом. Нужно быть фанатом своего дела – преданным, самоотверженным, упорным! Очень сложно сегодня найти таких людей, а у «Золотой Маски» они есть. Команда, которая делает этот фестиваль и премию, доказала свою состоятельность и компетенцию – не словами, а собственным трудом. Поэтому нет никаких оснований сомневаться в ее профессиональных способностях.

Идеи и проекты, подобные театральному фестивалю и премии «Золотая Маска» - сами по себе национальное достояние, и наш долг – беречь, поддерживать их, наращивать лучшее, что было достигнуто, а если и корректировать, то крайне бережно и уважительно по отношению к людям и принципам, определившим лицо, качество и высочайший статус этого фестиваля. Золотые идеи легко погубить – трудно сделать их золотыми! Давайте, как родоначальник «Золотой Маски» Михаил Ульянов, помогать делать фестивалю эту трудную работу, а не разрушать до основания уже построенный дом.

Директор

Новосибирского академического

драматического театра «Красный факел»,

руководитель театрального фестиваля – конкурса

«Ново- Сибирский транзит» А.П. Кулябин



Хабаровский театр юного зрителя и хабаровский театр кукол

Фестиваль призван генерировать изменения в театральном искусстве и придавать инерцию движения, обновления. Само существование «Золотой маски» в том виде как она есть - это серьезная возможность для всех российских театров видеть перед собой культурные ориентиры, соотносить свое творчество с современными тенденциями.

«Золотая маска» – крупнейшая и самая авторитетная площадка для интеграции театральной мысли, отслеживания тенденций и новых направлений. Вот почему важным является объединение в «Золотой маске» театров из провинции и столичных театров наравне, как равных участников культурного процесса.

«Золотая маска» – это крупнейший смотр всех областей и жанров театрального искусства, и перечень номинаций не оставляет без внимания ни одно театральное направление, дает возможность увидеть полную картину.

Дополнительные проекты фестиваля, такие как «Новая драма», «Детский Weekend», «Золотая Маска в кино», обучающие семинары, мастер - классы, лаборатории - значительно расширяют перспективы развития провинциальных театров именно в плане сотрудничества, обмена опытом, обучения, возможности найти свою аудиторию в рамках фестиваля, даже не будучи номинантом.

«Золотая Маска» дает дополнительную возможность налаживания контактов между администрацией и художественным руководством различных театров для составления планов и проектов.

Профессиональная экспертиза спектаклей – гарантия равенства коллективов на первом этапе отбора и свидетельство качества и конкурентоспособности постановок в случае номинации. Уже сам приезд членов Экспертного совета в конкретный театр – признак интереса к творчеству коллектива со стороны профессионального сообщества, «флажок» на театральной карте современного российского театра.

Премия «Золотой Маски» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» – одна из важнейших и значимых в театральном сообществе. Она «равняет» заслуги деятелей столичного и провинциального театра, медийных и известных только малому городку лиц. Эта премия подчеркивает, что значимость актерского творчества определяется не только одной-двумя блестяще сыгранными ролями, а истинным служением театру

.

Директор А.А. Якунина

Художественный руководитель К.Н. Кучикин



Театр кукол им. С.Образцова

Если бы не было «Маски», все стОящие, интересные, художественно-цельные спектакли не смогли бы быть по заслуге оценены, без фестиваля как такового, спектакли не были бы показаны широкой публике, их не увидели бы зрители разных регионов, коллеги по цеху. В рамках «Маски» дается профессиональная театральная критика, очень важная для развития и становления любого спектакля, режиссера, художника, актера и т.д.

Мне удалось увидеть механизм работы «Маски» с двух сторон: я был и номинантом, и членом жюри. Я считаю важным, что данный фестиваль объединяет всю Россию, где на равных за награду могут бороться и культурные столицы, и провинция. Театры провинции, нередко, живя лишь на одном энтузиазме, получив «Золотую Маску», доказав этим свой профессионализм, привлекают к себе внимание правительств регионов, без помощи которых им не выжить. Помимо этого, театр становится интересным местом для ведущих постановщиков. Исходя из моего собственного опыта в жюри, ценность «Золотой Маски» состоит еще и в том, что она вручается за качество постановки, а не за то, что её осуществил модный режиссер, или за то, что она «из глубинки».

Для меня фестиваль «Золотая Маска» не стоит на месте, почти каждый год появляются новые номинации, обновляется структура фестиваля, его формат преображается. Это живой организм, который ежегодно дает мощный толчок для культурного развития.

Борис Константинов, главный режиссер Театра кукол им. С.Образцова






«Золотая Маска» глазами руководителей театров регионов




Споры о том, насколько эффективно работает Национальная театральная премия «Золотая Маска», отражает ли она картину российской театральной жизни за пределами Москвы и Санкт-Петербурга и нужна ли ей реорганизация, не умолкают. Предлагаем вашему вниманию несколько мнений руководителей театров регионов на этот счет.



Татьяна Людмилина,

председатель Ассоциации руководителей драматических театров Сибири,

генеральный директор Новосибирской государственной филармонии,

заслуженный работник культуры РФ

Премия «Золотая маска» как главный культурный ориентир в деятельности театров России


Любому творческому направлению, театру или театральному деятелю нужна оценка не только зрителя, но и профессионального сообщества. На протяжении 21 года «Золотая Маска» занимается как раз этим. Премия дает нам профессиональный взгляд и оценки на современный театр, которые определяют общие тенденции в этой сфере искусств, дают возможность составить условную «театральную карту» России.

Театральные спектакли по своей природе субъективны и дискуссионны. Режиссерское решение, вписанность в контекст, сценография, «единая волна» спектакля — обо всех этих аспектах можно вести многочасовые споры. И не всякий спектакль, высоко оцененный зрителем, достоин высокой оценки профессионалов, равно как и наоборот.

Соотношение мнений экспертного совета и окончательного решения жюри — самый горячий вопрос в контексте разговоров о премии. Ни для кого не секрет, что часто эти мнения не совпадают. Именно на этом этапе в высшей степени проявляется субъективная сторона творчества. Но когда спектакль состоятелен и безупречен в своем решении — любой совет поставит ему высокую оценку.

Мне кажется, что дискуссии вокруг премии «Золотая Маска» беспочвенны и, скорее, от лукавого. Создать сейчас какой-то параллельный проект или запустить новый — неправильно. Уже много чего разрушено, упразднено, многое мы вернули назад. «Золотая Маска» в своем предназначении выполняет свои функции.

Премия и фестиваль «Золотая Маска» созданы Всероссийским театральным обществом (ныне Союз театральных деятелей Российской Федерации) как негосударственная общественная премия, и очень важно сохранить этот статус, вести многовекторные дискуссии между организациями, имеющими к ней отношение, и не оставлять в адресатах исключительно дирекцию «Золотой Маски». По большому счету, премия «Золотая Маска» воплощает в жизнь решения экспертного совета. Фестивалю делегированы полномочия по организационным вопросам, что реализуется на высочайшем уровне и выше всяких похвал. Однако сегодня, на волне всеобщей демократизации во всех сферах искусства, каждый высказывает свою точку зрения, считая ее аксиомой. На мой взгляд, это неверно.

В России сегодня чрезвычайно остро стоит проблема профессиональной театральной критики, потому что вне Москвы спектакли, по большому счету, оценивают журналисты, а не профессионалы. К сожалению, критики — выпускники вузов находят себе иное применение в жизни, нежели работа в культурных отделах журналов и газет. От этой ситуации становится горько.

Ценно то, что «Золотая Маска» расширила свои программы и вышла на новый уровень — просветительский. Так, в рамках проекта «„Золотая Маска“ в кино» работы номинантов премии транслировались на больших экранах. Внеконкурсная программа «Маска Плюс» дала возможность заявить о себе спектаклям, которые не вошли в основной конкурс, но оказались максимально близкими к финалу, программа «Контекст» знакомит зрителей с лучшими зарубежными постановками. Благодаря премии мы увидели спектакли и лучших негосударственных театров России. Это далеко не все проекты «Золотой Маски». Такой разносторонний подход к делу вызывает профессиональное уважение.

Важнейшим моментом является показ на столичных сценах спектаклей театров не из Москвы и Санкт-Петербурга. Да, это адаптированные спектакли, но это показ в Москве! Это возможность для нестоличных театров быть увиденными и оцененными лучшими театральными экспертами России.

Если говорить о структуре премии, то в данный момент она оптимальна — придумывать новые номинации нет смысла. Другое дело, что спектакли, представляемые на стационарных площадках, должны, на мой взгляд, стоять в программе отдельно от спектаклей, показываемых в выбранных, приспособленных условиях, поскольку это совершенно разные вещи и абсолютно иные подходы.

Да, возможно не все получается, но мое глубочайшее убеждение, что премия «Золотая Маска» просто обязана жить и совершенствоваться в контексте развития современного театра России.



Андрей Геннадьевич Шишкин,

директор Екатеринбургского театра оперы и балета

«Золотая Маска», безусловно, самый престижный и единственный в своем роде российский театральный конкурс, представляющий панораму мейнстрима российских театральных лидеров — своего рода «лакмус» уровня развития театральной жизни в России.

«Золотая Маска» на сегодняшний день — единственный наградной механизм, столь значимый и авторитетный не только в пределах Российской Федерации, но и за рубежом. Свидетельство тому — личный гастрольный опыт, который показал, что звание лауреата премии «Золотая Маска» зачастую является решающим фактором при выборе спектакля иностранными импресарио, что подтверждает значимость премии для мирового сообщества.

Что особенно ценно в этом проекте — тот стимул, который позволяет заявить о себе не только ведущим столичным театрам страны, но и периферийным, расширить зрительскую аудиторию. Лично для нас — это возможность выйти за рамки Уральского региона и показать широкой публике нашу творческую работу, а полученные награды — доказательство, что мы на верном пути творческих поисков.

Наш театр достаточно отдален от столичных центров, где сосредоточены федеральные критики и ведущие эксперты. Мы благодарны институту «Маски» за делегирование к нам членов экспертного совета, которые в последнее время проявляют особый интерес к нашим постановкам, что действительно значимо для театра. Также выезды на гастроли позволяют московским критикам познакомиться с нашей творческой деятельностью и осветить это в федеральных изданиях.

42 номинации на премию и 9 «Масок» свидетельствуют о росте мастерства и профессионализма коллектива театра. Это стимул для артистов: благодаря премии имена наших солистов — Елены Воробьевой, Ильгама Валиева, Александра Краснова и других — зазвучали на федеральном уровне, а может быть и шире. Это стимул для постановщиков спектаклей, влияющий на формирование художника: уже не первый год мы особенно гордимся достижениями нашего художественного руководителя балета Вячеслава Самодурова. По его словам, получить «Маску» — это счастье и отличный стимул к тому, чтобы сделать что-то новое и необычное.

«Золотая Маска» — живой организм, имеющий и свои недостатки, что неизбежно в рамках такого масштабного проекта. Несмотря на все трудности, мы заинтересованы принимать участие в фестивале, так как объективно оцениваем значимость этой премии. Театр нацелен на создание новых, амбициозных проектов, и мы хотим показывать спектакли не только екатеринбургской публике, но и столичной.



Елена Ларионова,


директор Петрозаводского музыкального театра

«Золотая Маска» для нас — это, в первую очередь, несомненное свидетельство единого театрального пространства, частью которого мы себя ощущаем. «Маска» работает круглогодично, и мы постоянно чувствуем внимание экспертов. Подведение итогов работы экспертного совета представляет нам определенный срез ежегодного творческого состояния музыкальных театров страны. Конечно, в экспертных оценках есть много субъективного, но, мне кажется, этого невозможно избежать в нашей сфере. Причем работа экспертного совета, мне кажется, объективней той картины, которую дают театральные журналы, поскольку в журналах инициаторами и авторами материалов чаще всего являются сами театры. В моей практике был случай, когда театр сам не мог оценить свой спектакль как творческий прорыв, но «Маска» проявила к спектаклю внимание по своей инициативе (кто-то где то увидел, сказал, что стоит посмотреть и т. д.), и в итоге у актрисы — «Золотая Маска», спектакль живет уже 10 лет и участвует в международных и российских фестивалях.

Наш театр является многолетним партнером премии по проекту «„Золотая Маска“ представляет лучшие спектакли в Петрозаводске», в этом году будем проводить этот фестиваль в третий раз. Это уникальная возможность привезти в республику действительно выдающиеся спектакли известных режиссеров и наряду с ними в общей афише показать и свои «золотомасочные» постановки, после чего наш зритель получает более полное впечатление о современном состоянии российского театра, начинает по другому ценить нас (а как же, если мы в одной афише с Табаковым и Фоменко!). И руководство республики начинает видеть в своей культуре не просто учреждения по оказанию услуг, а уникальные творческие театральные коллективы. Причем «Маска» в этих проектах не допускает никакой «халтуры» — требовательность как в подборе спектаклей, так и в способности принимающей стороны обеспечить профессиональный уровень проведения очень высока.

Еще одна важная сторона: обучающие семинары по театральному менеджменту, которые «Маска» проводит в рамках своего фестиваля. Для нас сегодня это единственная возможность поучиться, обменяться опытом с коллегами, проанализировать свою работу со зрителем. Семинары проходят на очень хорошем профессиональном уровне, всегда с большой пользой для провинциального театра. Кстати, замечу, что менеджмент региональных театров зачастую на порядок выше, чем московских, ведь работать приходится в условиях очень ограниченных ресурсов (деньги, кадры, конечная зрительская аудитория и прочее). Нам важнее познакомиться с опытом своих коллег из Перми и Екатеринбурга, и эту возможность «Маска» дает нам регулярно.

«Маска» в регионах решает массу полезных задач, запускает, если так можно сказать, «творческие лифты» для театров, артистов, режиссеров, художников и других участников постановочного процесса. Они получают профессиональную известность, публичное признание и новые творческие предложения. Могу назвать как минимум три фамилии из моего директорского опыта, когда у молодых людей сложились творческие судьбы после внимания, оказанного «Маской».

На мой взгляд, «Золотая Маска» сегодня — уникальная структура, могу еще много чего хорошего добавить к вышесказанному. А ругают «Маску», как правило, те, кто никогда с ней не работал, чьи спектакли не вызывают интереса у экспертного совета, и кто, мне кажется, часто путает зрительский интерес с реальной творческой удачей.



Н. А. Никонорова,


директор Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова

Я. В. Андронов,

заместитель директора Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова по маркетингу

А. М. Карвалейру,

заместитель директора Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова по проектной работе

В современном театральном мире существует великое множество спектаклей. К сожалению, далеко не все соответствуют принципам, которые сегодня должен транслировать Театр. Необходим инструмент, который может выделить в общей массе по-настоящему ценный продукт.

Спектакли, отбираемые «Золотой Маской» в конкурсную программу, воспринимаются театрами как некий ориентир, на который необходимо равняться. Грамотно определенные номинации помогают театрам понять и осмыслить новые тенденции в режиссуре, сценографии, музыкальном оформлении спектаклей. Просмотрев конкурсный лист фестиваля, понимаешь, в каком направлении необходимо развиваться театру.

Фестиваль «Золотая Маска» и вся его команда во главе с Марией Ревякиной являются своеобразным «методическим центром» для театров. Благодаря реализации проекта «Лучшие спектакли „Золотой Маски“ в Ульяновске» Ульяновский драматический театр имени И. А. Гончарова значительно расширил партнерские связи с российскими и международными театрами.

Проект способствует развитию театрального процесса в Ульяновской области и знакомству зрителей с выдающимися постановками, признанными во всем мире. За время реализации проекта ведущие театры России — Малый драматический театр — Театр Европы, Театр Наций, Московский ТЮЗ, РАМТ, Мастерская П. Фоменко — стали постоянными партнерами Ульяновской области.

Спектакли фестиваля «Золотая Маска» ежегодно собирают в залах театра тысячи зрителей и получают самое широкое освещение в СМИ: сотни публикаций в печатных изданиях и телевизионных сюжетов и репортажей, в том числе и в федеральных изданиях. Сам фестиваль на территории Ульяновской области является для работников театров региона своеобразным мастер-классом ведущих театральных режиссеров, сценографов, выдающихся актеров.

Существует мнение, что все, связанное с творчеством, в той или иной степени может быть дезорганизовано, не точно, не важно и т. д. Менеджмент «Золотой Маски» доказывает обратное. Оказывается, в современном менеджменте культуры можно применять передовые технологии.

На сегодняшний день организационный комитет «Золотой Маски» направляет в регионы высококвалифицированную менеджерскую команду и кураторов проекта, что помогает работе администраторов на местах. На высоком уровне организована работа по информационному сопровождению и пиару проекта.

Команда «Золотой Маски» в своей работе общается со множеством успешных театральных менеджеров. Возможно, «Золотая Маска» станет своеобразным «диспетчерским центром» по распределению и наставничеству между театрами в отношении актеров, режиссеров, менеджеров театра. Хотелось бы, чтобы и в регионах данный проект продолжал свою работу и включал деловую профессиональную программу для театрально-зрелищных организаций — режиссерские лаборатории, тренинги, мастер-классы.