Майя Плисецкая


Балерина, хореограф, педагог. Народная артистка СССР. Герой Cоциалистического труда. Кавалер трех орденов Ленина, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV, III, II, и I степени, ордена Франции «За заслуги в литературе и искусстве», ордена Почетного легиона и ордена Изабеллы Католической. Лауреат Ленинской премии, премии «Российский Национальный Олимп», «Триумф», премии Парижской академии танца им. Анны Павловой, премией «Виа Кондотти». Награждена медалью «Про Финляндия», Золотой медалью Испании за заслуги в области изящных искусств. Почетный доктор Сорбонны, почетный профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Окончила Московское хореографическое училище в 1943 – педагоги Е. Гердт и М. Леонтьева. Еще до выпуска в концерте училища исполнила одну из партий в номере, поставленном Леонидом Якобсоном, − «Экспромт» на музыку П. Чайковского. После выпускных экзаменов была принята в труппу Большого театра. Среди партий на сцене Большого театра: Маша – «Щелкунчик», Одетта-Одиллия – «Лебединое озеро», Аврора – «Спящая красавица» П. Чайковского, Царь-девица − «Конек-Горбунок» Ч. Пуни, Раймонда – «Раймонда» А. Глазунова, Зарема – «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, Сююмбике – «Шурале» Ф. Яруллина, Лауренсия – «Лауренсия» А. Крейна, Джульетта – «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, Эгина, Фригия – «Спартак» А. Хачатуряна, Китри – «Дон Кихот» Л. Минкуса, Крмен − «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина, главные партии в «Жар-птице» на музыку И. Стравинского и «Прелюдии» на музыку И.С. Баха. Первая исполнительница партий феи Осени – «Золушка», Хозяйки Медной горы – «Каменный цветок» С. Прокофьева, Мехмене Бану – «Легенда о любви» А. Меликова, а также главных партий в балетах Р. Щедрина «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» − в трех последних Майя Плисецкая выступила и в качестве хореографа.
По приглашению Майи Плисецкой в Москву приехал хореограф Ролан Пети, поставивший для балерины фрагмент балета «Гибель розы» − «Сад любви».
В 1975 с исполнения главной партии в балете «Болеро» на музыку М. Равеля началось сотрудничество Майи Плисецкой с Морисом Бежаром. В 1976 хореограф ставит специально для нее и своей труппы «Балет ХХ века» балет «Айседора», в 1979 – балет «Леда» на старинную японскую музыку. В 1984 Майя Плисецкая исполнила главную партию в балете «Федра» Ж. Орика в постановке Сержа Лифаря вместе с балетной труппой города Нанси.
В 1983-1984 возглавляла балетную труппу Римской оперы, для которой поставила «Раймонду» на открытой сцене Терм Каракаллы, свою версию «Айседоры», организовала перенос «Федры». В 1987-1990 возглавляла балетную труппу «Театро лирико насиональ» в Мадриде, для которой поставила «Тщетную предосторожность» П. Гертеля, организовала перенос и исполнила главную партию в «Кармен-сюите»; исполнила главную партию в балете «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего в постановке руководителя труппы фламенко Хосе Гранера.
В 1990 в Буэнос-Айресе на сцене театра «Колон» исполнила единственную партию на пуантах в «Арене для петушиного боя» хореографа Хулио Лопеса, вместе c балетной труппой Чикаго приняла участие в постановке «By Django» на музыку звезды джаза Дж. Рейнхардта.
В 1992 Майя Плисецкая стала инициатором постановки нового балета на музыку Родиона Щедрина «Безумная из Шайо», пригласив к сотрудничеству хореографа Джиджи Качуляну и артистов возглавляемого им Хореографического центра Ренна, Франция. Премьера состоялась на сцене театра «Эспас Пьер Карден» в Париже, потом балет был показан в Ренне. 10 октября 1993 в честь юбилея творческой деятельности балет прошел на сцене Большого театра.
В 1995 состоялась премьера нового балета Мориса Бежара «Куразука» П. Мимрана, Т. Майузуми, который стал его подарком к юбилею великой балерины. В 2000 хореограф поставил номер «Аве, Майя!» на музыку И.С. Баха − Ш. Гуно, исполненный на сцене Большого театра.
В 2000 Майя Плисецкая в Токио исполнила роль Небесной феи в «Крыльях кимоно» на музыку Т. Ивасиро, соединивших традиции театра Но с классическим балетом.
Майя Плисецкая снималась в кинофильмах-балетах «Лебединое озеро», «Сказка о Коньке-Горбунке», «Анна Каренина», в экранизациях балетов «Болеро» и «Айседора», «Чайка», «Дама с собачкой». В 1976 Анатолий Эфрос снял телевизионный фильм «Фантазия» по повести И. Тургенева «Вешние воды», в котором Майя Плисецкая сыграла роль Полозовой. Снималась в художественных фильмах «Анна Каренина», «Чайковский», «Зодиак».
Автор мемуаров «Я, Майя Плисецкая» и «Тридцать лет спустя: Сердитые заметки в тридцати главах».