Павел Хомский


Режиссер, художественный руководитель Московского академического театра им. Моссовета. Заслуженный артист Латвийской ССР. Народный артист РСФСР.
Поступил на актерский факультет в ЛГИТМиК, но в 1943 со второго курса ушел на фронт. Воевал на Западном фронте, затем был откомандирован во фронтовой театр. После Великой Отечественной войны продолжил учебу. Окончил отделение режиссеров драмы оперно-драматической студии имени К.С. Станиславского в 1947. С 1948 работал актером в Рижском театре русской драмы. С 1951 режиссер, в 1956−1959 главный режиссер Рижского ТЮЗа. В 1959 снова приглашен в Рижский русский театр, но уже в качестве главного режиссера. Одновременно учился на театроведческом факультете Государственного театрального института им. А.В. Луначарского (ГИТИС).
В 1961-965 главный режиссер Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Среди постановок: «Проводы белых ночей» В. Пановой, «Один год» Ю. Германа, «Перед ужином», «В дороге» В. Розова, «Два вечера в мае» Г. Полонского. В 1965-1973 возглавлял Московский театр юного зрителя, ставший одним из самых востребованных творческих коллективов столицы. Среди постановок тех лет: «Будьте готовы, Ваше высочество!» Л. Кассиля, «Мой брат играет на кларнете» А. Алексина, «Тень» Е. Шварца, «Эй, ты − здравствуй!» Г. Мамлина, «Дорогой мальчик» С. Михалкова, «Пять вечеров» А. Володина, «Шестое июля» М. Шатрова. Молодые артисты, будущие звезды театра и кино – Лия Ахеджакова, Инна Чурикова, Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Екатерина Маркова, Андрей Мартынов – сыграли в спектаклях Павла Холмского роли, во многом определившие их дальнейшие творческие судьбы.
В 1973 поставил в Центральном детском театре (ныне РАМТ) спектакль «Молодая гвардия» по А. Фадееву и в том же году был приглашен Юрием Завадским в качестве режиссера в Театр им. Моссовета. С 1985 главный режиссер театра, с 2000 − художественный руководитель. На этой сцене поставил более 40 спектаклей, среди которых: «На полпути к вершине» П. Устинова, «Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому, «Цитата», «Максим в конце тысячелетия», «Римская комедия (Дион)» Л. Зорина, «Егор Булычов и другие» М. Горького, «Белая гвардия» по М. Булгакову, «Фома Опискин» по повести Ф. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», «Ошибки одной ночи» О. Голдсмита, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Король Лир» У. Шекспира, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Шум за сценой» М. Фрейна, «Иисус Христос − суперзвезда» Э. Ллойда Веббера и Т. Райса, «Шиворот-навыворот» Г. Гладкова и Ю. Энтина, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» по повести Р. Стивенсона и мюзиклу Ф. Уайлдхорна и Л. Брикусса, «Игра» Я. Кесслера и А. Невского. Как режиссер работал с легендарными мастерами и молодыми артистами – Ростиславом Пляттом, Георгием Жженовым, Леонидом Марковым, Ией Саввиной, Евгением Стебловым, Георгием Тараторкиным, Геннадием Бортниковым, Валентиной Талызиной, Ириной Муравьевой, Александром Леньковым. Как художественный руководитель приглашал на постановки в Театр им. Моссовета режиссеров разных творческих школ, среди которых Петр Фоменко, Андрей Кончаловский, Юрий Еремин, Роман Виктюк, Марк Вайль, Леонид Хейфец, Сергей Юрский, Геннадий Тростянецкий, Борис Мильграм, Нина Чусова, Марина Брусникина.
В разные годы ставил спектакли в Театре им. М.Н. Ермоловой, Театре Сатиры, Театре Российской армии, а также за рубежом – в Париже, Барселоне, Хартфорде (США).
С 1969 ведет мастерскую на актерском факультете ГИТИСа.