Римма Белякова


Актриса, педагог, режиссер. Профессор, заведующая кафедрой мастерства актера театрального института Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова, почетный доктор Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Председатель Саратовского отделения СТД РФ. Кавалер ордена «Знак Почета». Народная артистка РФ. Награждена Почетным знаком губернатора Саратовской области «За любовь к родной земле», медалью П.А. Столыпина. Лауреат Областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» в номинации «За верное и преданное служение театру».
Окончила Горьковский авиационный техникум им. П.И. Баранова по специальности «техник-технолог» в 1956, работала в конструкторском бюро Авиационного завода в Пензе. В школьные годы и в годы учебы в техникуме участвовала в драматической студии под руководством актрисы и педагога Нижегородского театрального училища Е. Агаповой. В 1961 окончила Школу-студию им. Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТе. Педагоги курса: О. Ефремов, А. Карев, В. Монюков.
В 1961–1968 работала в Смоленском драматическом театре. Среди ролей: Машенька в одноименной пьесе А. Афиногенова, Таня в одноименной пьесе А. Арбузова, Комиссар – «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, Сильвия – «Два веронца» У. Шекспира, Поликсена – «Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Островского.
С 1968 актриса Саратовского театра драмы, на сцене которого сыграла свыше 50 ролей. Среди них: Зоя Окаемова – «Красавец мужчина» А. Островского, Нина – «Маскарад» М. Лермонтова, Ольга – «Три сестры» А. Чехова, Настасья Филипповна – «Идиот» по Ф. Достоевскому, Анна Андреевна – «Ревизор» Н. Гоголя, Серафина делла Роза – «Татуированная роза» Т. Уильямса, Аксинья – «Жили-были мать и дочь» по Ф. Абрамову, Серафима – «Каса маре» И. Друцэ, Клава – «Валентинов день» И. Вырыпаева, Шарлотта – «Осенняя соната» по И. Бергману, моноспектакль по письмам А. Чехова и О. Книппер «Соло для струны без оркестра. Исповедь актрисы».
Актерские работы Риммы Беляковой неоднократно отмечались дипломами Всероссийских и областных фестивалей, получали высокую оценку ведущих театральных критиков России.
С 1970 ведет педагогическую деятельность: в 1970–1983 в Театральном училище им. И.А. Слонова, с 1983 – на театральном факультете (в настоящее время – театральный институт) Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова. За эти годы осуществила 11 выпусков молодых специалистов, в общей сложности около 200 человек, которые работают в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Самары, Волгограда, Калининграда, Пензы, дальнего и ближнего зарубежья.
Режиссер дипломных спектаклей, среди которых «Кровавая свадьба» Ф. Гарсиа Лорки, «Яма» по А. Куприну, «Целуй меня, Кэт!» К. Портера. Многие из этих постановок были отмечены наградами и дипломами фестивалей студенческих спектаклей.
Режиссер-постановщик спектаклей на сцене саратовских театров, среди которых: «Барышня-крестьянка» И. Ковнера, «Граф Люксембург» Ф. Легара, «Целуй меня, Кэт!» в Саратовском театре оперетты, «Ночь ошибок» О. Голдсмита в Саратовском театре драмы, «Васса Железнова» М. Горького в Саратовском театре юного зрителя.
Автор ряда учебно-методических и научных работ, среди которых Учебная программа по специальности «мастерство актера», статьи «Работа с маской как способ подхода к характеру» и «Сценический образ в системе К.С. Станиславского и техника актера М. Чехова – единство целей и разность путей подхода».
Ведет активную общественную работу. Член Ученого совета Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова, член Комиссии по театральному образованию при Министерстве культуры РФ, член Комиссии по культуре при Министерстве культуры Саратовской области.