Николай Боярчиков


Балетмейстер, артист балета. Народный артист РСФСР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Кавалер Ордена Дружбы. Кавалер Ордена Почета. Лауреат Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки. Неоднократный лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит».
Окончил Ленинградское хореографическое училище – класс Б. Шаврова в 1954. В 1954–1971 был солистом Ленинградского Малого оперного театра (Малого театра оперы и балета), где исполнил партии: Вадим – «Сильнее любви» А. Караманова, Бриаксис – «Дафнис и Хлоя», Солист – «Болеро» М. Равеля, Берсенев, Инсаров – «Накануне» И. Шварца, Павел – «Круг ада» Л. Пригожина, Марцелина – «Тщетная предосторожность» Л. Герольда, Первый солист – «Тема с вариациями», Дроссельмейер – «Щелкунчик», Эрос – «Эрос», Клавдий – «Размышления», Ротбарт, испанский танец – «Лебединое озеро» П. Чайковского, Цезарь – «Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева, Квартирант – «История одной девушки» («Гадюка») Я. Вайсбурда, Хоттабыч – «Старик Хоттабыч» Н. Симонян, Жених – «Цветы», Юноша – «Встреча», Швейный начальник – «Директивный бантик» Д. Шостаковича, Мензер – «Семь красавиц» К. Караева, Хулиган, Д’Артаньян, Кардинал – «Три мушкетера» В. Баснера, Франц – «Голубой Дунай» И. Штрауса, Рене – «Фадетта» Л. Делиба, Сильвио – «Мнимый жених», Комендант – «Юность» М. Чулаки, Конрад – «Корсар» А. Адана, Канцлер – «Двенадцать месяцев» Б. Битова, Царевич – «Жар-птица», Старейшина – «Весна священная» И. Стравинского, Главный разбойник – «Доктор Айболит» И. Морозова, Богатырь – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. Лядова и В. Дешевова. Окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории – курс Ф. Лопухова, И. Бельского в 1967. Дебютировал в Ленинградском Малом театре оперы и балета как хореограф постановкой «Три мушкетера» В. Баснера в 1964. С 1977 – главный балетмейстер, а с 1990–2007 – художественный руководитель балета Ленинградского Малого театра оперы и балета – Санкт–Петербургского театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского. Спектакли: «Три мушкетера», «Деревянный принц» Б. Бартока, «Разбойники» М. Минкова, «Царь Борис» С. Прокофьева, «Слуга двух господ» М. Чулаки, «Орфей и Эвридика» и «Женитьба» А. Журбина, «Макбет» и «Фауст» Ш. Каллоша, «Петербург» С. Баневича, «Тихий Дон» Л. Клинчева, «Щелкунчик» П. Чайковского. Возобновил в своей редакции «Лебединое озеро» и «Эсмеральду» Ц. Пуни. С 1971–1977 главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского. Среди постановок: «Ромео и Джульетта» и «Три карты» на музыку С. Прокофьева, «Чудесный мандарин» Б. Бартока, «Фадетта» на музыку балета «Сильвия» Л. Делиба, «Слуга двух господ», «Орфей и Эвридика», «Три мушкетера», «Царь Борис». С 1976 ведет курс «Искусство хореографа» на кафедре «Режиссура балета» Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. С 2001 – профессор, в 2001–2008 – заведующий кафедрой. Член Правления Санкт-Петербургского отделения СТД РФ. Многие годы входил в состав Комиссии СТД РФ по хореографии.