Джон Ноймайер


Учился классическому танцу в колледже университета Маркетта в Милуоки и в балетной школе Б. Стоуна и У. Камрина в Чикаго, выступал в составе профессиональной балетной труппы. Окончил колледж в 1961, получив степень бакалавра искусств по специальности «английская литература и театр». В колледже дебютировал в качестве хореографа. Продолжил обучение в Королевской балетной школе в Лондоне и в Датском королевском балете. В 1963–1969 солист Штутгартского балета, где исполнял сольные партии в балетах Дж. Крэнко и продолжил свои хореографические опыты. В 1969 возглавил Франкфуртский балет. Среди постановок: «Щелкунчик» П. Чайковского, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Дафнис и Хлоя» на музыку М. Равеля, «Петрушка» и «Священная» («Весна священная») И. Стравинского, «Поцелуй феи» на музыку П. Чайковского, «Сумерки» на музыку А. Скрябина, «Дон Жуан» на музыку К.В. Глюка. В 1973 возглавил балетную труппу Гамбургской оперы, для которой создал более 100 постановок: «Иллюзии – как “Лебединое озеро”» на музыку П. Чайковского, «Спящая красавица» П. Чайковского, «Ромео и Джульетта», «История Золушки» на музыку С. Прокофьева, «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети, «Жизель» А. Адана, «Детские сцены» на музыку Р. Шумана, «Шуман» на музыку Р. Шумана и В. Кильмайера, «Третья симфония», «Пятая симфония», «Шестая симфония», «Разрывы» и «Песни Рюккерта» на музыку Г. Малера, «Струнный квартет до мажор Франца Шуберта», «Зимний путь» на музыку Ф. Шуберта, «Песенный праздник», «Век тревог» и «Танцы Бернстайна» на музыку Л. Бернстайна, «Отелло» на музыку А. Пярта, А. Шнитке и Н. Васконселос, «Шекспировские любовники», «Двенадцатая ночь, или Что угодно», «Как вам это понравится», «Моцарт 338» и «Реквием» на музыку В.А. Моцарта, «Вивальди, или Что угодно» на музыку А. Вивальди, «Дон Кихот» на музыку Р. Штрауса, «Вацлав», «Рождественская оратория», «Страсти по Матфею» (в котором исполнил главную партию), «Бах-сюита № 3» на музыку И.С. Баха, «Сага о короле Артуре» на музыку Я. Сибелиуса, Х.В. Хенце и С. Микуса, «Пер Гюнт» А. Шнитке, «Одиссей» Г. Курупоса, «Нижинский» на музыку Ф. Шопена, Р. Шумана, Н. Римского-Корсакова и Д. Шостаковича, «Чайка» на музыку Д. Шостаковича, Э. Гленни, П. Чайковского и А. Скрябина, «Смерть в Венеции» на музыку И.С. Баха и Р. Вагнера, «Парсифаль. Эпизоды и эхо» на музыку Дж. Адамса, А. Пярта и Р. Вагнера, «Орфей» на музыку И. Стравинского, Г.И.Ф. Бибера, П. Блегвада и Э. Партриджа, «Лилиом» М. Леграна, «Чистилище» на песни А. Малер и музыку Г. Малера, «Песни дождя» на музыку И. Брамса, «Мессия» на музыку Г.Ф. Генделя и А. Пярта. Среди постановок в других театрах: «Хайку» на музыку К. Дебюсси, «Ночь» на музыку Г. Малера, «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, «Трамвай “Желание”» на музыку С. Прокофьева и А. Шнитке, «Fratres» на музыку А. Пярта, «Медея» на музыку Б. Бартока, А. Шнитке, И.С. Баха и М. Галассо для Штутгартского балета; «Эпилог» на музыку Г. Малера, «Гамлет – подразумеваемое» на музыку А. Копленда, «Сближаясь» на музыку Н. Рорема для Американского театра балета; «Четвертая симфония Густава Малера», «Lento» на музыку Д. Шостаковича для балета «Ковент Гарден»; «Бах-сюита № 2» для балета Баварской государственной оперы; «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса для балета Венской оперы; «Гамлет» на музыку М. Типпета, «1963: Yesterday», «Русалочка» Л. Ауэрбах для Датского королевского балета; «Магнификат» на музыку И.С. Баха, «Сильвия» Л. Делиба для балета Парижской оперы; «Любовь и печаль, весь мир и мечта» на музыку Г. Малера для «Балета XX века» Мориса Бежара. Сотрудничал с ведущими балетными труппами: Шведским королевским балетом, балетом Большого театра Варшавы и Большого театра Женевы, балетом «Земперопер» в Дрездене, Цюрихским балетом, Балетом Монте-Карло, Балетом Нанси во Франции, Балетом Финской оперы, Токио Балетом, Национальным балетом и Королевским балетом Виннипега в Канаде, Балетом Филадельфии, США. В Мариинском театре поставил программу одноактных балетов: «Весна и осень» на музыку А. Дворжака, «Теперь и тогда» на музыку М. Равеля, «Звуки пустых страниц» на музыку А. Шнитке. Для программы «Диана Вишнева: Диалоги» поставил «Диалог» на музыку Ф. Момпу, в Большом театре – «Сон в летнюю ночь», «Даму с камелиями». В Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко поставил «Чайку», «Русалочку». Создал курс учебных лекций-демонстраций «Балетные мастерские», основал Школу танца при Гамбургском балете. В 2011 основал Национальный молодежный балет в Гамбурге.