Борис Эйфман


Хореограф, балетмейстер, художественный руководитель Санкт-Петербургского Театра балета Бориса Эйфмана. Народный артист РФ. Заслуженный деятель Казахстана. Лауреат Государственной премии РФ и Премии Правительства Российской Федерации. Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени. Офицер французского ордена искусств и литературы. Командор польского ордена Заслуг. Лауреат премий «Золотая Маска», «Триумф», «Золотой софит», «Benois de la danse».
В 1961–1964 учился на хореографическом отделении Кишиневского музыкального училища – класс Р. Бромберг. В 1962–1966 руководил хореографической студией при Дворце пионеров в Кишиневе. Окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова в 1972. Дипломный спектакль – «Гаяне» А. Хачатуряна. Среди постановок первых лет: «Жизни навстречу» на музыку Д. Кабалевского, «Икар» на музыку А. Чернова и В. Арзуманова, «Блестящий дивертисмент» на музыку М. Глинки, «Фантазия» на музыку А. Аренского на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. В 1970–1977 балетмейстер Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой. В 1973–1977 на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова поставил спектакли «Русская симфония» на музыку В. Калинникова, «Встречи» на музыку Р. Щедрина, «Жар-птица» И. Стравинского, «Прерванная песня» на музыку И. Калныньша, «…Души прекрасные порывы» на музыку Р. Щедрина.
В 1977 создал собственную труппу «Новый балет», впоследствии переименованную в Театр балета Бориса Эйфмана. Среди постановок: «Только любовь» на музыку Р. Щедрина, «Искушение» на музыку группы «Yes», «Под покровом ночи» на музыку Б. Бартока, «Прерванная песня», «Двухголосие» на музыку группы «Pink Floyd», «Жар-птица», «Вечное движение» на музыку А. Хачатуряна, «Идиот», «Чайковский», «Анна Каренина» на музыку П. Чайковского, «Покорение стихии» на музыку Д. Шостаковича, программы камерных балетов «Автографы» и «Метаморфозы», «Познание» на музыку Т. Альбинони, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Интриги любви» на музыку Дж. Россини в обработке Т. Когана, «Легенда» на музыку Т. Когана, «Композиция» на музыку А. Веберна, «Художник» на музыку Ф. Шуберта, «Каприс» на музыку Г. Берлиоза, «Двенадцатая ночь, или Что угодно» на музыку Г. Доницетти, «Поединок» на музыку В. Гаврилина, «Мастер и Маргарита» на музыку А. Петрова, «Пиноккио» на музыку Ж. Оффенбаха, «Человеческие страсти» на музыку Х. Сарманто, «Убийцы» на музыку И.С. Баха, Г. Малера и А. Шнитке, «Реквием» на музыку В.А. Моцарта, «Иллюзии» на музыку К. Пети, «Бумеранг» на музыку Дж. Маклафлина, «Дон Кихот, или Фантазии безумца» на музыку Л. Минкуса, «Карамазовы» и «По ту сторону греха» на музыку С. Рахманинова, Р. Вагнера и М. Мусоргского, «Красная Жизель» на музыку П. Чайковского, Ж. Бизе и А. Шнитке, «Мой Иерусалим», «Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена, Г. Малера, «Дон Жуан и Мольер» на музыку В.А. Моцарта и Г. Берлиоза, «Кто есть кто», «Мусагет» на музыку И.С. Баха, «Чайка» на музыку С. Рахманинова и А. Скрябина, «Онегин» на музыку П. Чайковского и А. Ситковецкого, «Роден» на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне. Также поставил балет «Реквием» на сцене Национального театра оперы и балета в Кишиневе.
На сегодняшний день автор более 40 балетных постановок, в том числе фильмов-балетов. В 2013 в Санкт-Петербурге состоялось открытие Академии танца Бориса Эйфмана.