Иржи Килиан


Иржи Килиан родился в Праге в 1947 году. В 9 лет стал студентом Национальной школы балета в Праге, а в 1962 году был принят в качестве студента в Пражскую консерваторию. В 1967 Килиан получил стипендию для учебы в Королевской балетной школе в Лондоне, где познакомился с хореографом Джоном Кранко, предложившим ему контракт танцовщика в Штутгартском балете, труппа которого была тогда одной из самых сильных и интересных в мире. В Штутгарте карьера Килиана складывалась успешно: его первая постановка для экспериментальной сцены – «Парадокс» – была с успехом перенесена на главную сцену театра. Вскоре Килиан возглавил специально созданную при театре танцевальную компанию, занимающуюся исключительно современной хореографией. В 1974 году Килиан был приглашен в Нидерландский театр танца (NDT) – одну из самых интересных балетных компаний мира. Среди главных постановок того времени: «Симфониетта» (1978), «Возвращение в чужую страну» (1974 и 1975) и «Немой крик» в главной партии с его давним соавтором и женой танцовщицей Сабиной Купферберг (1986). Для реализации своих идей Килиан создает при театре хореографические мастерские, а так же активно проводит мастер-классы по всему миру. В NDT появилась специальная студия, участники которой по окончании двухлетнего обучения могли стать частью основной труппы театра. Для постановок приглашались хореографы с мировым именем, среди которых Форсайт, Тетли и др. В 1990 году при NDT возникла еще одна труппа – для артистов от 40 до 60, обладающих уникальными качествами, но в силу возраста покинувших основную труппу. Каждая труппа имеет свой собственный репертуар, отражающий конкретные стороны актерского мастерства. «Три измерения жизни танцора», – говорит о них сам хореограф.
С середины 80-х стиль Килиана тяготеет к абстракции и сюрреалистическим образам. Так появились балеты «Черное и Белое», «No More Play», «Маленькая смерть», «Сарабанда», «Падение ангелов», «Сладкие сны», «Местонахождение неизвестно». В 1995 году Килианом был поставлен масштабный спектакль «Арчимбольдо», в котором участвовали все три труппы театра. Килиан и NDT инициировали взлет танцевальной культуры Голландии и определили ее лидерство в жанре современного танца.
Нидерландский театр танца гастролировал в Москве в 1998 году, в 1999 году Иржи Килиан провел открытий мастер-класс в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в рамках фестиваля Dance Inversion.
В 2001 году на сцене Нидерландского театра танца возник спектакль «Момент» – дуэт танцора-импровизатора Майкла Шумахера и балерины Сабины Купферберг. В рамках Фестиваля танца Нидерландов было решено продолжить это опыт. В итоге идея преобразовалась в более масштабный проект. Его основой стала уже существовавшая в NDT III постановка Иржи Килиана «Last Touch». Иржи Килиан, Сабина Купферберг и Майкл Шумахер стали авторами новой версии, названной «Last Touch First». Впервые «Last Touch First» был представлен в феврале 2008 года как проект Голландского фестиваля танца на сцене театра Korzo в Гааге, а затем в апреле 2008 года в рамках швейцарского международного фестиваля танца Steps # 11.

фотографии © Joris Jan Bos