16 марта 2009

«АРТиШОК» вышел на столичную орбиту

Алла Шендерова | www.infox.ru


Казахстанский театр «АРТиШОК» вышел на столичную орбиту

Несмотря на кризис, фестиваль «Золотая маска» отмечает свое 15−летие небывалой по размаху программой. К основному конкурсу в этом году прибавилась «Маска плюс» — спектакли, по разным причинам не попавшие в конкурс, но подчас более живые и интересные, чем номинанты. Таковы «Гагарин» и «Клоуны» независимой компании «АРТиШОК» из Алма-Аты.

Первый и, кажется, пока единственный независимый театр Казахстана возник в 2001 году. Устав от рутины академических театров, три актрисы — Вероника Насальская, Елена Набокова, Елена Тайматова и режиссер Галина Пьянова нарядились в старую школьную форму и отправились «Back in USSR». Сочинили спектакль о жизни советских пионерок, закручивающих первые романы, стреляющих друг у друга окурки и в то же время готовых описаться, но не покинуть пост в траурном карауле у портрета очередного генсека. Спектакль «Back in USSR», что-то среднее между ностальгическим комиксом и политическим кабаре, объехал все европейские фестивали и до сих пор не сходит с афиши. Новая работа «АРТиШОКа» — «Гагарин» — сделана в том же стиле.
А он летает

Три осоловевшие ткачихи горланят «отчего мне так светло…», провожая свою подругу Валю. Один и тот же текст повторяется по кругу, раз пять подряд. Бутылка портвейна пустеет, реплики становятся все громче. «Ишь, смелая, летать не боишься…» — угрожающе тянется к Вале пьяная товарка. Фамилия Вали — Терешкова.
«Как вы думаете, почему фигура первого космонавта сейчас пошла в тираж? О нем снимают кино, поют песни… А вы вообще верите, что Гагарин был в космосе?!» — Вероника Насальская обходит зал с микрофоном, устраивая опрос в стиле ток-шоу.
Буги-вуги, оптимизм и причуды хрущевской «оттепели», с наступлением которой недавний сиделец Сергей Королев получает научный карт-бланш, сельский парень Юра Гагарин становится покорителем космоса, а ткачиха Терешкова летит ему вслед – парадоксы советского мироустройства доводятся в «Гагарине» до полного абсурда. «И все-таки он лята-ает», — говорит одна из Валиных товарок, мечтательно заводя окосевшие глаза вверх.
Искушенный московский зритель усмотрит в этой постановке много параллелей – и с «Бумажным солдатом» Германа-младшего, и с «Другой стороной Луны», блестяще придуманным спектаклем канадца Робера Лепажа, показанным у нас два года назад. Однако участницы «АРТиШОКа» явно не лукавят, когда говорят, что, сочиняя своего «Гагарина», ничего такого не видели.
Бумажные солдатики
Как и другой спектакль «АРТиШОКа» – «Клоуны», в котором та же троица и примкнувшие к ним Павел Пермяков и Мамед Садых-Пур рассказывают историю алма-атинских клоунов начала ХХ века, «Гагарин» заражает тем вдохновенным озорством, с которым актрисы разыгрывают немудреные скетчи о первых советских космонавтах или пытаются вдохнуть жизнь в цирковые репризы столетней давности.
Так наивно, бесстрашно и взахлеб обычно играют дети. Простыня в руках ткачихи Терешковой мгновенно превращается в парашют, люстра над головой – в увиденный из иллюминатора земной шар, взрослые актрисы – в лихих пацанов из летного училища, и тут же в ученых собак Белку и Стрелку. По очереди изображают кликушеские причитания матери Гагарина перед воображаемой камерой: «Он был рожден, чтобы нести людям свет». И ее же всхлипы в сторону: «Етить твою мать, чего он там забыл, в этом космосе?..»
Режиссер Галина Пьянова утверждает, что, сочиняя свой спектакль, они старались существовать на грани фола, но грани этой не переходить. На самом-то деле они ее перешли. Кое-где стерли даже различие между профессионализмом и самодеятельностью, а временами погрешили против чувства меры. И все-таки их спектакль, как и весь их маленький театр, отважно замахнувшийся на тему «человек и космос», — дело куда более живое и настоящее, чем иные маститые труппы.
Оттого, должно быть, актрисам из «АРТиШОКа» так точно удается сыграть пацанское дружество будущих космонавтов, что и сами они не театр с вывеской и госдотациями, а спаянная горстка комедиантов, барахтающихся в открытом космосе нашего, все еще слегка советского мироустройства. Словом, все у них, как у Гагарина. Кругом абсурд, нищета и нелепость. А они «лята-ают».



оригинальный адрес статьи

Пресса