15 марта 2010

Что такое «Маска Плюс»

Кристина Матвиенко | портал Openspace.ru

«Маска Плюс» впервые была предъявлена публике в прошлом году. По сути, это программа спектаклей, рекомендованных экспертами «Золотой маски», но не прошедших в основной конкурс. В этом году «Маска Плюс» состоит по большей части из подпрограммы «Новая пьеса», ставшей самостоятельным блоком со своим внутренним сюжетом. Фактически это аналог почившего в бозе московского фестиваля «Новая драма», зародившегося девять лет назад как раз в лоне «Маски», но потом пустившегося в самостоятельное плавание. Теперь все вернулось на круги своя.
Украшают «Новую пьесу» два зарубежных хедлайнера.
Прежде всего это спектакль Гжегожа Яжины, худрука варшавского театра TR, одного из лучших европейских режиссеров поколения нынешних сорокалетних. Философ по первому образованию, Яжина в молодости ассистировал гуру польской сцены Кристиану Люпе, но вскоре нашел собственный почерк и стал знаменит. «У нас все хорошо» по пьесе 23-летней Дороты Масловской, которая ярко дебютировала в Польше сначала как прозаик, а потом и как драматург, представляет собой копродукцию TR и берлинского «Шаубюне». Создатели спектакля, вышедшего прошлой весной и уже успевшего получить ряд престижных театральных наград, талантливо и иронично рефлексируют по поводу поисков поляками своей идентичности. Рассказанная в пьесе сюрреалистическая история показывает срез жизни соседей по многоквартирному дому — людей разных возрастов и социального положения. «У нас все хорошо» убеждает в том, что новая драма вовсе не обязательно должна ставиться в подвале, а современный драматургический текст может удачно сочетаться с современной режиссурой.
Второе событие — «Тонкие благородные газы» американца Адама Раппа в постановке Илзе Рудзите в Новом Рижском театре. Социально точный и современный (хотя пьесе Раппа восемь лет, а сегодня пьесы «стареют» быстро) портрет тридцатилетних бездельников отлично разыгран актерами труппы Алвиса Херманиса. Они демонстрируют невиданное для наших театров качество достоверности в «изображении» сегодняшнего героя.
Три российских камерных спектакля — нечастые случаи вменяемого отношения театра к новому тексту. Все они поставлены либо молодыми режиссерами, либо с молодыми актерами.
Монолог детдомовки, избившей до полусмерти свою благополучную соперницу, сочинила Ярослава Пулинович, ученица Николая Коляды, обладательница прошлогоднего «Дебюта». А сделали спектакль петербуржец Дмитрий Егоров и актриса саратовского ТЮЗа Ольга Лисенко. Другой молодой петербуржец, Андрей Корионов, поставил «Записки провинциального врача» Елены Исаевой, известные театральной Москве по спектаклю Владимира Панкова «Док.тор» в «Театре.doc». У Корионова вышло наивнее, но зато в его спектакле отлично исполнена главная мужская роль — астраханского врача играет актер БДТ Василий Реутов.
Пьесу Василия Сигарева «Божьи коровки возвращаются на землю», про страшноватые будни и праздники молодых людей, живущих в доме окнами на городское кладбище и подрабатывающих сдачей памятников в лом, играют недавние студенты театрального института, только что принятые в труппу Самарской драмы. Игру молодых артистов, еще не испорченных большим театром, отличает точность типажей и интонаций.
Московскую часть «Новой пьесы» можно увидеть и вне «Маски»: «Хлам» по пьесе Михаила Дурненкова идет в Центре драматургии и режиссуры, «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова — в «Театре.doc», «История мамонта» по роману пермяка Алексея Иванова — в «Мастерской Олега Кудряшова», а образчик милого домашнего театра — «Река» Алексея Паперного — в клубе «Мастерская».
А вот четыре эскиза будущих спектаклей (так называемый work in progress) стоит посмотреть именно сейчас.
Документальный спектакль по дневникам и письмам адвоката Сергея Магнитского режиссер Михаил Угаров назвал «1.18»: в течение этого времени (одного часа восемнадцати минут) тюремные врачи не давали заключенному воды и лекарств. Спектакль планируют выпустить в «Театре.doc», а на «Новой пьесе» представят отдельные материалы. Результаты своих путешествий на территорию пермского завода покажут драматурги Михаил Дурненков, Юрий Клавдиев и Александр Родионов; очень специфический по форме и по методам проект называется «Мотовилихинский рабочий». Приложением к нему станут рабочие материалы фильмов студенток, курируемых Мариной Разбежкиной: последние отправились на заводы в Сургут, Челябинск, Тулу и Москву.
Финская «Зимняя война», написанная российскими (Максим Курочкин, Евгений Казачков и Михаил Дурненков) и финскими драматургами, рассказывает, часто в комическом ключе, про почти неизвестную у нас, а на деле печально известную войну 1939 года.
Кировский вербатим «Так-то да», начатый прошлым летом группой драматургов: теми же Курочкиным и Родионовым, а также Сашей Денисовой и Любовью Мульменко, — представляет собой опыт театрального «краеведения». Авторы ходили в Музей Грина, ездили в город-спутник, выстроенный вокруг химкомбината, интервьюировали местных готок и безработных, и в итоге получился настоящий портрет нынешней Вятки.
В блок «Новой пьесы» вклинивается и кино — помимо разбежкинских студенток, покажут фильм «Кинотеатра.doc» и социальную и документальную анимацию, программу которой отобрала Дина Годер. Ну и будут еще читки пьес; это, правда, на любителя.
Помимо «Новой пьесы» в «Маске Плюс» примечательны энергичные «Игроки» Омской драмы, в которых заняты лучшие актеры одной из лучших российских трупп. И другая чисто актерская вещь — трехчасовой «Идиот», поставленный питерцем Григорием Козловым со своими нынешними студентами. Для фанатов же питерского «АХЕ» подарком станет «Непрерывная кривая» — остроумное и трогательное сочинение Павла Семченко чрезвычайно пластичного Максима Диденко.
И еще три спектакля отвечают за экзотику, изящно дополняя новодрамовский набор «Маски Плюс»: армянская «Сказка, упавшая с небес» — смесь драмы с куклами, которая годится и детям; бурятские камлания в «Пути к просветлению» и с отважной простотой сыгранная актерами из молодежного театра Башкирии «Ночевала тучка золотая» по повести Анатолия Приставкина.



оригинальный адрес статьи

Пресса