Пресса
Конкурсная программа
Региональные проекты
«Золотая Маска в кино»
Зарубежные проекты
«Золотая Маска в городе»
Детский Weekend
Внеконкурсная программа
Архив
6 октября 2010
оригинальный адрес статьи
Человек тумана
Наталья Лебедева | Вести Сегодня // РигаНа спектакле Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова "Дядя Ваня" в зале "Дайлес" уже и приставных стульев не хватало. На сцене — великолепный актерский ансамбль: народные артисты России Сергей Маковецкий (Дядя Ваня, Иван Войницкий), Владимир Симонов (профессор Серебряков) и полюбившийся многим актер Владимир Вдовиченков (доктор Астров).
Поразило и обилие на сцене милых подробностей и предметов сельского быта — заржавевший ручной плуг, огромная пузатая бутыль с длинным шлангом, в которой в деревнях бродит наливка или настаивается на травах и ягодах домашняя водка, весы для мешков с мукой. Понятно — Иван Войницкий и Соня собирали продукты труда своих крестьян и продавали на рынке, зарабатывая деньги на содержание себя, имения и семьи профессора Серебрякова, отца Сони. Не зря Римас Туминас, худрук театра и постановщик спектакля, рассказывал мне, что он родом из деревни, с литовского хутора, поэтому ему и сельский быт прекрасно знаком.
Но на сцене — не поселяне, а интеллигенция. Незлобивый и тихий, с детскими реакциями на все дядя Ваня — это у Маковецкого целая вселенная. При том, что Иван абсолютно точно знает цену каждому человеку и тонко изображает его внутренний мир. Он реагирует на мир всем существом и любит его. Кажется, что актер и не изображает ничего, а просто живет на сцене, таким естественным выглядит его герой. И стреляет он в профессора естественно. И естественно промахивается…
В отличие от непосредственно–тихого, страдающего от осознания пустоты прожитых лет Войницкого, профессор поначалу никого не прощает. Очень сильный и мощный образ создает Симонов, это отнюдь не хлюпик–интеллигент, он заставляет всех вертеться вокруг своей особы. И с наслаждением демонстрирует всему обществу свои голые ноги, пораженные подагрой. Но и он, кажется, в конце прозревает, смягчается, прощает, задумывается…
Владимир Симонов поделился в разговоре с нами тем, какое удовольствие получил от роли:
— Она о том, как нам не потерять то, что было хорошо, как найти хорошее в том, что есть, как жить вообще. У меня прежде не было такой роли — с такими внутренними поворотами. Это трижды праздник для меня!
Владимир Вдовиченков — это бешеный темперамент, но при этом какой–то добрый и созидающий, как великодушный великан. Но без вектора — применить его негде и незачем, даже его сравнительные характеристики окружающей среды их уезда за 50 лет, где природа хищнически истребляется, как будто никого не интересуют.
Соню играет Евгения Крегжде — она родом из Риги, и на спектакль пришли во множестве ее родственники и друзья детства. Узнав об этом, Римас Туминас пошутил: "Сегодня играем на Женю!" "Сиротка", как называет ее няня, оказывается на поверку не так уж слаба, поддерживая всех до единого домочадца.
А Елена Андреевна, как о ней рассказывает актриса Анна Дубровская, тоже поначалу искала свой путь. И в ее надломе и нарочитой манерности слышится отчаяние.
— Не родилась же она такой — она училась в консерватории, мечтала о том, чтобы состояться, но не вышло… — делится Анна. — Она любит мужа, потому что он оказывается лучшим из любящих ее. Мне приятно было искать парадоксы в такой хрестоматийной роли мирового значения.
Наползающий туман на сцене в начале и в конце спектакля — в нем скрывается, будто уходя из жизни, дядя Ваня — что это? Туман сладкого забвения или пугающего мрака? И чистейший герой, живой человек уходит туда потому, что ТАМ ему как будто будет лучше…
Поразило и обилие на сцене милых подробностей и предметов сельского быта — заржавевший ручной плуг, огромная пузатая бутыль с длинным шлангом, в которой в деревнях бродит наливка или настаивается на травах и ягодах домашняя водка, весы для мешков с мукой. Понятно — Иван Войницкий и Соня собирали продукты труда своих крестьян и продавали на рынке, зарабатывая деньги на содержание себя, имения и семьи профессора Серебрякова, отца Сони. Не зря Римас Туминас, худрук театра и постановщик спектакля, рассказывал мне, что он родом из деревни, с литовского хутора, поэтому ему и сельский быт прекрасно знаком.
Но на сцене — не поселяне, а интеллигенция. Незлобивый и тихий, с детскими реакциями на все дядя Ваня — это у Маковецкого целая вселенная. При том, что Иван абсолютно точно знает цену каждому человеку и тонко изображает его внутренний мир. Он реагирует на мир всем существом и любит его. Кажется, что актер и не изображает ничего, а просто живет на сцене, таким естественным выглядит его герой. И стреляет он в профессора естественно. И естественно промахивается…
В отличие от непосредственно–тихого, страдающего от осознания пустоты прожитых лет Войницкого, профессор поначалу никого не прощает. Очень сильный и мощный образ создает Симонов, это отнюдь не хлюпик–интеллигент, он заставляет всех вертеться вокруг своей особы. И с наслаждением демонстрирует всему обществу свои голые ноги, пораженные подагрой. Но и он, кажется, в конце прозревает, смягчается, прощает, задумывается…
Владимир Симонов поделился в разговоре с нами тем, какое удовольствие получил от роли:
— Она о том, как нам не потерять то, что было хорошо, как найти хорошее в том, что есть, как жить вообще. У меня прежде не было такой роли — с такими внутренними поворотами. Это трижды праздник для меня!
Владимир Вдовиченков — это бешеный темперамент, но при этом какой–то добрый и созидающий, как великодушный великан. Но без вектора — применить его негде и незачем, даже его сравнительные характеристики окружающей среды их уезда за 50 лет, где природа хищнически истребляется, как будто никого не интересуют.
Соню играет Евгения Крегжде — она родом из Риги, и на спектакль пришли во множестве ее родственники и друзья детства. Узнав об этом, Римас Туминас пошутил: "Сегодня играем на Женю!" "Сиротка", как называет ее няня, оказывается на поверку не так уж слаба, поддерживая всех до единого домочадца.
А Елена Андреевна, как о ней рассказывает актриса Анна Дубровская, тоже поначалу искала свой путь. И в ее надломе и нарочитой манерности слышится отчаяние.
— Не родилась же она такой — она училась в консерватории, мечтала о том, чтобы состояться, но не вышло… — делится Анна. — Она любит мужа, потому что он оказывается лучшим из любящих ее. Мне приятно было искать парадоксы в такой хрестоматийной роли мирового значения.
Наползающий туман на сцене в начале и в конце спектакля — в нем скрывается, будто уходя из жизни, дядя Ваня — что это? Туман сладкого забвения или пугающего мрака? И чистейший герой, живой человек уходит туда потому, что ТАМ ему как будто будет лучше…
оригинальный адрес статьи