Театральная компания ЗМ

Пресса

13 октября 2010

Я вечное открытие для всех

Наталия Морозова | Телеграф // Рига

В детстве Владимир Симонов мечтал стать клоуном, а стал отличным актером. Он одинаково органичен в комедии и трагедии, на подмостках и в кино, где сыграл уже более шести десятков ролей. Недавно в Риге мы видели Симонова в чеховском «Дяде Ване», поставленном Римасом Туминасом в Театре им. Вахтангова.


Перед рижанами он предстал в образе профессора Серебрякова, искренне желающего изменить убогую жизнь своих близких, но заранее знающего, что они на перемены ни за что не пойдут.



Человек с Марса





— Вы 30 лет назад влились в труппу Театра имени Вахтангова. Работали со многими режиссерами. Чем для вас стала встреча с Римасом Туминасом?

— Туминас мировой человек — не из конретной страны или города. Ведь говорят же, что Чехов — мировой автор, его ставят везде. Так же и Римас. Иногда возражают, что Чехова так не ставят. Но это как если бы прилетел человек с Марса, почитал эту пьесу и ее поставил... Туминас космически ставит спектакли. И в этом секрет, помимо его таланта режиссера.



— Что именно не устроило в Туминасе тех, кто организовал демарши в театре и в министерстве?

— То, что он другой художник. А потом, и Иисус Христос не всех устраивает, что уж говорить о живых и грешных... Но театр вообще вещь такая — что одному кажется гениальным, то другому совершенно не нравится.



За одного битого...



— После Щукинского училища вы поступили в Вахтанговский, через некоторое время ушли во МХАТ на несколько лет, потом вернулись. Почему?





— Во МХАТе что-то стало прокручиваться, меня уже не так понимало художественное руководство. И я не стал бороться. А тут Михаил Александрович Ульянов позвонил мне, пригласил на роль Бени Крика в «Закате» Бабеля (кстати, поставил спектакль бывший главный режиссер Рижского театра русской драмы Аркадий Фридрихович Кац) и предложил вернуться. А за одного битого, как известно, двух небитых дают...



— В Et Cetera у Калягина вы тоже играли в «Дяде Ване», только Войницкого?



— Я был тогда моложе дяди Вани на 10 лет. И играл совсем по-другому, и спектакль был другой. Он имел успех у зрителя, его показали по телеканалу «Культура»... Повлияло ли все это на моего нынешнего Серебрякова?.. Просто знаю пьесу еще лучше. Меня удивляет иногда, как это так долго чего-то не видели у Чехова, это же так очевидно в нашем спектакле...



Актерское счастье



— Ваш старший сын Василий тоже окончил Щукинское?

— Да, и только что поступил в наш театр. Еще студентом 2-го курса он сыграл у нас Сашу Пыльникова в «Мелком бесе» по роману Федора Сологуба. А в Et Cetera он занят в спектакле «Буря» в постановке Роберта Стуруа... Но он сам выбрал путь. Меня тоже никогда никто за ручку не водил. Самое лучшее — все попробовать самому.


— Вы, кажется, из тех актеров, кто еще не утратил азарт и вкус к перевоплощению?

— Да, есть такое архаичное стремление. Это интересно, это и есть театр. Иначе надо взять пьесу, выйти, сесть в костюмах и прочитать ее по ролям. Что иногда и делают актеры, только наизусть читают. Мне кажется, огромный комплимент, когда актер выходит и никто его не узнает, — так он сыграл! Это счастье актерское.



— Где-то вы окрестили себя консерватором. Это плюс или минус?

— Консерватизм — тормоз. Какое-то лечение, возможность мозги включить. Кто-то сказал ведь, что Бог мог создать мир в одну секунду, но ему понадобилось несколько дней, чтобы посмотреть, подумать... А результат бездумья — столкновение. Либо война, когда включается страсть.



Так мало сказок



— Помимо театра, вы активно снимаетесь в кино. Известно, что сейчас заняты у Марюса Васберга...

— Официально это первый российский фильм в формате 3D «Ржевский против Наполеона». Смешная парадоксальная история, кич. Я играю Кутузова. То есть не совсем, но и Кутузова тоже. Премьера намечена на осень будущего года.




Снялся у Александра Котта, в мелодраме «Год обмана, или Люб.off». Играю отца молодого человека. Пытаюсь наладить ему судьбу, а он никак не поддается... Фильм делали как маленький, незаметный, но получился, говорят, хороший. И даже хотят его на какой-то фестиваль послать. А теперь сыграю мужа Галины Брежневой, Чурбанова, в детективном сериале Котта «Охотники за бриллиантами». Реальная история. Там хорошие актеры — и Аронова, и Женя Миронов, и Алексей Серебряков... Еще в Киеве вышла картина Теймураза Эсадзе «Холодное сердце» («Французский доктор»), где у меня роль доктора, человека вроде неплохого, но сложного...



— Вас ведь Юрий Грымов приглашал сыграть в фильме-сказке?

— Это «Год Белого Слона» по Людмиле Улицкой, еще даже озвучания не было. Действие происходит где-то в Мозамбике, а я — Дед Мороз. Современный — летом отсиживаюсь в холодильнике, бреюсь, нормальный образ жизни веду. И как-то узнаю через Интернет, что один мальчик очень болен. Он очень хочет Новый год, и если мечту исполнить, выздоровеет... Сказок так мало снимается, мне кажется, о детях забыли немножко.



Могу выбирать



— Вы много играете в сериалах, но вам как-то удается...

— Оставаться неизвестным? Да, я вечное открытие для всех. Это что-то судьбоносное.





— Это бывает... Но я о том, что вам удается попасть в приличные и удачные проекты.

— Стараюсь отказываться... Понятно, что мы иногда должны работать, чтобы жить и есть, но сейчас я могу выбирать. И даже лучше, может быть, небольшая роль, но в качественном варианте. А не на 200 серий сразу продать душу киношному дьяволу. Хотя тогда не было бы вопросов о том, почему меня не знают... Но не хочется. Есть какая-то актерская совесть. Мне так комфортнее. И нестыднее...





Про кино

В кино Владимир Симонов с конца 1970-х снялся в более чем 60 работах. От «Сибириады» и «Одиноким предоставляется общежитие» до «Андерсен. Жизнь без любви» и «Котовского». Среди его многочисленных сериалов последнего десятилетия — «Каменская», «Виола Тараканова» (все выпуски), «Дети Арбата», «Отряд», «Ермоловы». Сейчас в кино он занят в новом проекте Марюса Васберга (Бальчунаса), известного по ленте «Гитлер Капут» с Деревянко.


оригинальный адрес статьи