Театральная компания ЗМ

Пресса

28 сентября 2010

Гениальный дядя Ваня

Наталия Морозова | Телеграф // Рига

Сергей Маковецкий не любит говорить о роли перед выходом на сцену и куда охотнее рассказывает о своих кино— и мультперсонажах.

В чеховском «Дяде Ване», год назад поставленном в Театре им. Вахтангова его художественным руководителем Римасом Туминасом Ивана Войницкого играет Сергей Маковецкий. В этом году и актер, и спектакль номинированы на престижную российскую премию Станиславского.


4 октября театральный фестиваль «Золотая маска» в Латвии» и вахтанговцы представляют «Дядю Ваню» в Риге, на сцене театра «Дайлес». Все билеты давно проданы.





Современно и точно

Незадолго до фестиваля Телеграф связался с актером по телефону. Телефонные интервью Маковецкий не любит, к тому же говорить о своем дяде Ване он не хотел, потому что будет играть его у нас, а «проговаривание» может вспомниться, и это помешает при выходе на сцену.




В этом юбилейном сезоне в афише Театра им. Вахтангова появится имя французского драматурга Жерара Сиблейраса. Его пьесу «Ветер шумит в тополях» намерен ставить Римас Туминас, который назначил на главные роли Максима Суханова и Сергея Маковецкого. На эту тему Сергей Васильевич также отказывается беседовать, потому что этот спектакль они еще не репетируют...



— Могу сказать, чтобы уже вас не огорчать, — несколько смягчился актер, — что нашему театру, всей труппе очень повезло, поскольку теперь с нами блестящий режиссер, художественный руководитель. Мои ощущения, — что это невероятно талантливо — всегда. Что это фантастическая глубина и знание автора, и любовь к автору. А то, как Римас знает Чехова и как он его ставит!.. Не хочу сравнивать его с другими режиссерами, но Римас ставит его удивительно, современно и точно.




— В спектакле заняты Людмила Максакова, Владимир Симонов и другие ваши замечательные коллеги. А Соню играет Евгения Крегжде, бывшая рижанка...

— Соню замечательно играет и Мария Бердинских (она получила «Хрустальную Турандот» за лучший дебют. — Н.М.). Я не выделяю никого по географическому принципу. Да, Крегжде талантливая, интересная молодая актриса. На сцене я вместе с ней впервые, но видел в «Троиле и Крессиде», и это было хорошо.



Невероятные мультяшки


О новых работах в кино, где снимается, по его собственным словам, «в свободное от театра время», Маковецкий говорит охотнее.



— Вы, при всей вашей занятости в театре, а также игровом кино, в последнее время еще и озвучили немало мультфильмов.

— Мультяшки — это невероятно интересно! Когда я, например, озвучивал Белого Кролика в «Алисе в Стране чудес», получил невероятное удовольствие. Или Владимира, Князя Киевского, который мне достался аж в трех лентах — «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и «Три богатыря и Шамаханская царица».



А совсем недавно актеру довелось входить в образ реального исторического персонажа уже в большом игровом проекте. Минувшим летом Владимир Бортко приступил к съемкам грандиозного четырехсерийного фильма «Петр Первый. Завещание» по сценарию Даниила Гранина. Александр Балуев играет Петра, Ирина Розанова — Екатерину, Михаил Боярский и его дочь Лиза — Дмитрия Кантемира и его дочь Марию, в которую император влюбился под конец жизни. У Маковецкого роль легендарного сподвижника и фаворита императора Александра Меншикова.



Взять Беркутова





— В давней историко-биографической ленте Владимира Петрова «Петр Первый» образ Меншикова создал неповторимый Михаил Жаров — трудно было найти для вашего героя что-то свое?

— Я никогда не ставлю перед собой цели — сыграть непременно так или не так, как это сделал кто-то другой. Если будут какие-то пересечения, это естественно. Потому что Меншиков — это невероятное обаяние, коммуникабельность, звериная верность Петру, который доверял ему как никому другому. Дай Бог, если у моего Меншикова будет такое же обаяние, куда денешься от исторических фактов. Съемки проходят и в Домике Петра в Летнем саду, и в Петергофе, и в Шлиссербурге, крепости Орешек...




Вообще, снимать исторический фильм очень сложно. А это живая реальная история последних дней жизни Петра. Его любовь к княжне Марии Кантемир, которая должна была родить от него наследника. И он готов был издать указ о том, что император вправе сам назначать своего преемника. Когда Петр в последние свои дни лежал уже совсем больной, он успел написать: «Оставить всё...» Что оставить, кому оставить? История умалчивает. Неизвестно, как бы развивалась Россия, если бы Петр написал, например, «отдайте все внуку — Петру Алексеевичу»...




Кстати, параллельно я снимался и в исторической драме Сергея Ашкенази «Охота на Беркута».



— О чем это?



— О нашумевшем деле директора знаменитого гастронома № 1 («Елисевский») Беркутова, которого я и играю. Оно было связано с политикой. Еще при Брежневе, в 1982-м, Юрий Андропов начал кампанию по «борьбе с коррупцией и вседозволенностью» в стране. Главная задача следствия — взять Беркутова, директора 1-го гастронома, который обеспечивает дефицитом многих первых лиц страны. И надо собрать компромат. А тут в стране разворачивается борьба за власть, на место Брежнева прочат Андропова. Андропов приходит к власти, ему нужно показательное «дело». Арестованного Беркутова расстреливают. В архивах остаются документы с расписанными до рубля тратами гастронома — оказывается, директор ничего себе не оставлял...





Никто не давил




— В своих интервью вы говорите, что политика — это очень опасная вещь и что сам вы никогда туда не влезете. Однако она успела вмешаться в вашу международную творческую биографию. Писали, что режиссер Кристиан Карион пригласил вас в Париж сыграть в политическом фильме «Дело Фаруэлла» (или «Прощальное дело») «хорошего» чекиста Владимира Ветрова, сдававшего французским коллегам советских агентов. Но вам позвонил тогдашний российский посол Александр Авдеев и посоветовал подумать о том, что российские зрители никогда не поймут, почему Маковецкий решил встать на сторону предателя Родины... И вы Ветрова так и не сыграли?

— Просто мы с режиссером никак не могли договориться о трактовке образа моего персонажа. Никто не давил на меня «сверху».


оригинальный адрес статьи