Театральная компания ЗМ

Пресса

6 октября 2010

Без экшна и хеппи-энда

Оксана Донич | Час // Рига


Таковы сказки-притчи «Золотой маски»



Кукольные спектакли «Золотой маски» в Латвии» неоднозначно были восприняты местной публикой. Для одних они стали откровением, для других остались непонятыми, а значит, и непринятыми. Не готов, получается наш зритель к театральным экспериментам и философским постановкам.



Сказка о блокаде Ленинграда


Три вечера в Малом зале театра «Дайлес» шел спектакль питерского театра-студии «Куб» «Ленинградка». Шел с аншлагом. Ничего подобного нам видеть не приходилось. Но, и многие тому свидетели, некоторые зрители уходили прямо со спектакля. Были и те (сама слышала), кто, не стесняясь, в голос выражал свое недоумение по ходу спектакля.

Создатели «Ленинградки» преподносят постановку как эксперимент, призванный найти новые возможности смешения жанров. Продюсер Салам Кубайлат не побоялся рискнуть - удивить, взбудоражить. Действительно, чего здесь только не намешано: и кинохроника, и игровое кино (черно-белое и цветное), и анимация, и непосредственно планшетные куклы. А самое интересное - как все это микшируется. Просто чудо какое-то происходит по ту и эту стороны экрана, стоящего на сцене. Только что шли кинокадры, и вот экранных людей сменяют куклы - только руку протяни. Кукловодство достойно особого восхищения. Кажется, что продолжаешь смотреть фильм - только кукольный. Еще больший эффект производит кукольное действо «внутри кадра».

Одних такое увлечение формой - мультимедийностью, как это сейчас называют, - восхитило, других разочаровало. Шли-то на кукольный театр, хоть и для взрослых.

Кукольная притча для взрослых и старшеклассников - так формулируют жанр «Ленинградки» в самом «Кубе». Еще называют постановку киноспектаклем. И не рекомендуют приводить на нее дошкольников и детей младшего школьного возраста. Полтора часа спектакля требуют немало внимания. И далеко не все дети готовы воспринимать историю, где во главу угла поставлены человеческие (и не только человеческие) судьбы. Здесь нет ни голливудского экшна, ни хеппи-энда. С одной стороны, судя по кукольным персонажам (домовые, леший, кот, крыса, кукла...) - это сказка, с другой - повествование о трагедии блокадного Ленинграда. Тут же кадры из настоящего: автомобильная и людская толчея на Невском под аккорды электрогитары.



«Одно дело на «куколок» посмотреть, другое - понять. У нас даже не всем взрослым до конца понятно, что и почему в спектакле происходит», - признаются авторы и режиссеры-постановщики «Ленинградки» Алексей Шишов, Борис Константинов, Денис Шадрин. Три года они создавали этот спектакль, ездили по пригородам Санкт-Петербурга, снимали на Ладоге.

За режиссерскую работу и за работу художника (в театре кукол) спектакль получил премию «Золотая маска» в 2009 году. Была также номинация на «Лучший спектакль в театре кукол». Но, видимо, отсутствие чистоты жанра помешало взять главную премию.

Куклы, созданные художником Виктором Антоновым, символизируют потусторонние силы, которые возникают в реальной жизни киногероев «Ленинградки». Домовой в образе ленинградского дворника заботится о девочке Вале, оставшейся одной в пустой и холодной квартире в блокадном Ленинграде. Однажды она открывает глаза и видит, что есть еда, и топится печь-буржуйка, и жизнь... продолжается. «Голос из радио» объявляет воздушную тревогу, но девочка будто не желает этого слышать, находясь в своем фатальном одиночестве в замкнутом пространстве шкафа, который стал ее последним убежищем.

«Тем, кто родился после войны трудно понять то, что пережило военное поколение. Есть рассказы тех, кто выжил, есть хроника, остались архивы, но в целом ужас того времени не передать ничем. Проект «Ленинградка» - наша попытка осознать, попытаться почувствовать, какое оно было «то время»... Как жители осажденного города сумели пережить ледяной ад, и остаться людьми. Как из последних сил поддерживали друг друга, и делились последним, что у них было. Они уходят. Их судьбы становятся историей. Важно, чтобы люди помнили о том, какую цену заплатило уходящее поколение за мир», - поясняют авторы проекта.

Ленинград не повторится!


В основе этой горькой притчи о свойствах памяти - реальная история девочки, которая пережила блокадную зиму, спрятавшись в шкафу и сочиняя сказки, чтобы не сойти с ума от ужаса и одиночества.

«Те старички-старушки, которые навсегда остались блокадными мальчиками-девочками, уходят, прячутся в шкаф воспоминаний, куда нам, за недостатком времени недосуг заглянуть и навсегда исчезают вместе со старыми домами...», - разбирает задумку авторов со шкафом российский критик А. Ильинский (журнал «Зрительный ряд»). По его мнению, это «спектакль - потрясение, спектакль - шок, настоящая сенсация театрального Петербурга».

А вот мнение балтийского зрителя: «Видел в субботу в Таллине. То, что вы сделали, - настоящее Чудо!!! Мой дед - блокадник, воевал на Синявинских болотах... Спасибо за вашу работу. Я не смотрел спектакль, я переживал блокаду... Пока есть такие чудеса, как ваша «Ленинградка», остается вера в то, что подвиг наших дедушек и бабушек был не напрасным...»

Добавлю, что у театра-студии «Куб» нет своей театральной площадки. И графика выступлений тоже нет. Петербуржцы при всем желании не могут попасть на эту постановку - она просто не идет. Так, что нам, жителям Риги и Таллина повезло.

В ответе за тех, кого приручили


«Маленький принц» в отличие от «Ленинградки» - репертуарный спектакль. С 2008 года он идет на сцене Большого Санкт-Петербургского театра кукол, и недавно состоялся его 100-й показ. В год премьеры номинировался на три «Золотые маски».

Это тоже сказка-притча. И тоже спорным остается возраст зрителей. Многие и на родине спектакля, и у нас считают, что он не детский. Произведение Антуана де Сент-Экзюпери - материал сложный и для драматического театра, а для кукольного тем более. Важно, чтобы зритель, особенно маленький, не заскучал в ходе философской беседы Летчика и Принца.

Автор инсценировки и постановки Руслан Кудашов признается, что у этого спектакля очень тяжелая жизнь: одни зрители принимают, другие нет - говорят, что он и не для детей вовсе. Он лично создавал спектакль для семейного просмотра. Конечно, текст Экзюпери, который вживую произносят актеры, непростой и для них самих, и для аудитории - как детской, так и взрослой. И он как автор спектакля пытался найти такой язык, который понятен и детям, и взрослым. Сложность этого спектакля еще и в том, что он «очень актерский» и каждый раз рождается заново. Сами актеры признают, что работать им сложно - нужно ловить тонкий психологизм героев и чувствовать зал. Нюанс: в Питере «Маленький принц» идет на малой сцене, где более тесный контакт с публикой. У нас, в Риге, его показывали в большом зале. Быть может, потому атмосферой спектакля прониклись не все зрители.



Летчика играет приглашенный из ТЮЗа актер Радик Галиуллин. Он откровенно говорит, что молодость мешает ему играть взрослого героя. Его опыт общения с миром взрослых еще не превратили в одного из тех, кто не признает маленьких принцев и вечно занят «важными делами». А по сценарию в начале спектакля ему положено быть таковым. Оказываясь по воле Маленького принца в шкурах Короля, Честолюбца и Дельца, он постепенно оттаивает, обретает способность видеть и понимать.

Спектакль с интересом посмотрели рижские театральные работники. Режиссер Михаил Груздов после скажет, что «Маленький принц» у питерских кукольников получился очень человечный и сердечный. «У вас очень серьезное отношение к детям. Поражает, с какой мудростью и трогательностью вы к ним относитесь», - обратится он к постановщику.

Режиссер Латвийского театра кукол Вия Блузма считает увиденное лучшей кукольной постановкой «Маленького принца». Ей понравилась манера актерской игры: мягкая и интимная. Особенно ей приглянулся Лис в исполнении Ольги Гапоненко. Какой была реакция зала на этого персонажа! А вот роли Маленького принца не позавидуешь, но она была выдержана хорошо, и женский голос кукловода не мешал восприятию. А детский ли это спектакль? С детьми можно говорить обо всем, но на понятном для них языке. И задача любого кукольного театра это осознать и с этим справиться.

Среди зрителей «Маленького принца» был замечен мэтр кукольной сцены Лев Бирманис . В свое время он сам играл Лиса, в Рижском ТЮЗе. Леонид Белявский очень хвалил эту работу, говорил, что увидел в глазах этого Лиса всю скорбь еврейского народа. До сих пор Бирманис помнит положительную рецензию Гари Гайлита «Нарисуй мне барашка».



- Я наконец, в довольно зрелые годы прочел Антуана де Сент-Экзюпери. Все! Даже его письма с фронта. Гениальный писатель! А сегодня я понял это лишний раз. Уже совсем другое поколение ставит «Маленького принца» на сцене. И их работа имеет право жить и жить хорошо. Это воспитывает людей, маленьких людей. В мире злобы, ненависти чистогана появился светлый спектакль. Дети видят, что есть не только предательство и глупость, но еще и любовь. Гениальны слова: «Зорко одно лишь сердце. Глазами главного не увидишь...» Я бы рекомендовал его смотреть, начиная с первого-второго класса. Дети подсознательно что-то понимают, но всю философию постичь в силу возраста еще не могут.

У кукольного театра как вида искусства («Золотая маска» в Латвии» тому подтверждение) очень много возможностей. Используется лишь толика. Устав от порнухи и чернухи на драматической сцене, взрослые с удовольствием ходят смотреть на игру кукол.

Им нужнее




Посмотреть «Маленького принца» приехали 10 воспитанников Краславского детского дома вместе с двумя педагогами. Их пригласило предприятие Северстальлат.

- Наши работники как-то вяло отреагировали на этот спектакль «Золотой маски» и не спешили разбирать на него билеты, - рассказал генеральный директор и председатель правления предприятия Андрей Алексеев . - И тогда мы позвонили в Латвийский детский фонд и спросили, кого бы мог заинтересовать наш подарок в виде билетов на кукольный спектакль. Нам дали контакты краславчан. Мы организовали им автобус до Риги и обратно, придумали, чем дети еще могут заняться в Риге. До кукольного театра - «Лидо», после - «Макдональдс». Удивительно, но дети ни разу не были в театре. Разве это так дорого для нашего министерства образования - выделить деньги на то, чтобы хотя бы раз в год дети из детских домов могли приобщиться к театру? На дорожку мы подарили детям корзину с гостинцами, в том числе шоколадными подковками на счастье. Думаю, что после первого знакомства мы не оставим этот детский дом без внимания.


оригинальный адрес статьи