Театральная компания ЗМ

Пресса

13 ноября 2010

Большой не танцует

Анна Галайда, Олег Зинцов | Ведомости


Национальная театральная премия «Золотая маска» объявила номинантов сезона 2009-2010 гг. В балете нет Большого театра, в опере много раритетов, а в драме заметно расширение географии.

Большой не попал в балетный конкурс впервые почти за 10 лет. А Мариинку спас Алексей Ратманский, вручив ей «Анну Каренину», которая обошла уже многие европейские сцены. Регионы не представлены в балетных номинациях вовсе. Так что на первый план вышло соперничество Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и петербургского Михайловского. Аргументы первого — возобновленная легендарная «Эсмеральда» Владимира Бурмейстера и российская премьера двух шедевров современного классика Иржи Килиана. У Михайловского театра позиции схожи. Перенос из Москвы «Лебединого озера» Александра Горского — Асафа Мессерера стал очевидным событием. Кроме того, руководитель труппы Михаил Мессерер разглядел балетмейстерские способности в лондонском танцовщике Вячеславе Самодурове и пригласил его на постановку «Минорных сонат».

В оперный конкурс удалось прорваться Ростовскому музыкальному театру с «Князем Игорем» и Челябинскому оперному театру с «Лоэнгрином» (вполне сенсационным: Вагнер для отечественной сцены экзотика). Впервые за многие годы в конкурсе будет и московский Камерный музыкальный театр имени Покровского — благодаря мировой премьере оперы Николая Сидельникова «Бег», за партитуру которой не отваживались взяться более 20 лет. Вкус к раритетам проявили и другие лидеры. Театр Станиславского и Немировича-Данченко продолжает освоение французского репертуара: за триумфом «Пеллеаса и Мелизанды» последовали «Вертер» Массне и уникальный диптих из опер Сати и Мийо «Кафе «Сократ». Михайловский впервые в современной отечественной истории представил «Иудейку» Галеви (до революции она была известна как «Жидовка» и «Дочь кардинала»). Среди номинантов из Мариинки — «Женщина без тени» Рихарда Вагнера, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока и выполненные по современным художественным технологиям «Троянцы» Берлиоза в постановке испанской группы La Fura dels Baus. Большой театр представлен лишь одной постановкой, но это невиданный в России 70 лет «Воццек» Берга, и он единственный, кто претендует на победу практически во всех частных номинациях.

Лидер в драматическом разделе — Александринка (три спектакля), дальше следуют МТЮЗ, МХТ и РАМТ (по два). Причем один из номинантов от РАМТа — впервые на «Золотой маске» — не отдельный спектакль, а цикл из четырех, объединенных в проекте «Молодые режиссеры — детям». Два конкурсных «Дяди Вани» — с иностранным акцентом: литовским (спектакль Римаса Туминаса в Театре им. Вахтангова) и американским (румын Андрей Щербан, поставивший пьесу Чехова в Александринке, работает в основном в США). Драматические театры гораздо позже музыкальных поняли значение приглашенных зарубежных звезд, но триумф Алвиса Херманиса на прошлогодней «Маске» тут же доказал эффективность этой практики.



Счет «столицы:регионы», как всегда, неравен (13:7), зато география конкурса расширяется: есть не только традиционные Новосибирск, Екатеринбург, Воронеж, но и Хабаровск и даже Прокопьевск (Кемеровская область). Еще один активный культурный центр — Пермь — значится в конкурсе «Эксперимент». Здесь же — всегдашняя «Школа драматического искусства». И «Час восемнадцать» Театра.doc о смерти Сергея Магнитского — спектакль, для которого в виде исключения стоило бы, наверное, придумать отдельную номинацию и отдельный приз.-



Фестиваль «Золотая маска» формально начнется 27 марта 2011 г., а фактически — уже 19 ноября, гастролями Александринского театра в Москве .




оригинальный адрес статьи