Театральная компания ЗМ

Пресса

15 ноября 2010

Будет что посмотреть

Марина Гайкович, Григорий Заславский | Независимая


Список номинантов "Золотой маски" убеждает в том, что лучший в России – Александринский театр.


В минувшую пятницу «Золотая маска» объявила номинантов национальной театральной премии. Списки и впечатляют, и даже отчасти пугают: скажем, 19 режиссеров будут бороться за «Золотую маску» в драме! Среди них и мэтры – Адольф Шапиро, Кама Гинкас, Валерий Фокин, Петр Фоменко и юные, недавно начавшие свою жизнь в искусстве – Марат Гацалов, Ирина Керученко, и даже один американец – Андрей Щербан. Фестиваль пройдет в Москве с 27 марта по 14 апреля 2011 года. Имена лауреатов назовут 15 апреля.



Музыка

Лидеры по количеству номинаций в опере – «Воццек» Большого театра и «Вертер» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко: в первом спектакле эксперты не отметили художника по костюмам, во втором – исполнителя мужской роли.

В списках номинантов есть мировая премьера – опера Николая Сидельникова «Бег», это работа Камерного театра имени Бориса Покровского, и российская – «Кафе «Сократ», объединившая оперы Сати и Мийо (Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко). Впервые за последние годы попал в шорт-лист спектакль «Геликон-оперы» – «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. Как всегда, очень активно представлен Мариинский театр: среди лучших спектаклей две глыбы – «Женщина без тени» и «Троянцы», а также «Замок герцога Синяя борода» (эту оперу покажут в конце января в рамках проекта «Премьеры Мариинского театра в Москве»). На звание лучшего претендует еще один спектакль из Северной столицы – «Паяцы» театра «Санкт-Петербургъ Опера». Наконец, отрадно, что в этом сезоне отличились провинциальные театры – из большого количества заявок эксперты выделили «Князя Игоря» из Ростова-на-Дону и, что очень любопытно, вагнеровского «Лоэнгрина» из Челябинска.



Интересная ситуация сложилась в этом году в танцевальных номинациях. В шорт-листе – ни одного балета из Большого театра и только один – из Мариинского, это «Анна Каренина» Алексея Ратманского (хореограф, кстати, не номинирован, а Ульяне Лопаткиной и Диане Вишневой эксперты неожиданно предпочли Анну Каренину Екатерины Кондауровой). Дважды представлен Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко – с восстановленной «Эсмеральдой» и одноактными балетами Иржи Килиана. Дважды представлен и Михайловский театр – он впервые попал в номинации «Золотой маски»: экспертное жюри отметило «Лебединое озеро» (перенос московского спектакля Горского-Мессерера) и собственную продукцию театра – «Минорные сонаты» в постановке Вячеслава (Славы) Самодурова. На пресс-конференции у балетных критиков возникли вопросы относительно восстановлений-переносов («Эсмеральда» и «Лебединое озеро») – так или иначе, эти работы, по сути, одной категории, но работа балетмейстера отмечена номинацией лишь во втором случае, в первом – даже не рассматривалась. Эксперты объяснили свое решение выдающейся работой Михаила Мессерера с артистами, при этом назвали выдающимся и восстановление «Эсмеральды» – в общем, ясного ответа об отсутствии в номинациях Сергея Филина и его команды (или чем их работа принципиально отличалась от опыта петербургских коллег) не дали. Наконец, еще один дебютант фестиваля – Театральный центр на Коломенской с балетом Quatro Эдварда Клюга. Отметим, что большинство номинированных хореографов – иностранцы, что демонстрирует наличие определенной тенденции: даже провинциальные театры приглашают постановщиков (отдельно или уже с готовыми спектаклями) – в номинации по современному танцу попали, например, спектакли из Мурманска, Челябинска и Костромы.

В оперетте – три региональных спектакля: «Два бойца» из Хабаровска, «Юнона» и «Авось» из Ростова-на-Дону и «Мертвые души» из Екатеринбурга. Автор последней партитуры – композитор Александр Пантыкин – соперничает с Александром Маноцковым (опера «Гвидон», Москва) и Владимиром Чекасиным (арт-опера «Жизнь человека», Пермь) за «Маску» в номинации «Работа композитора в музыкальном театре».



Эксперимент удался

Как всегда, некоторые сложности и естественные вопросы вызывает номинация, куда «складывают» все странное, которая когда-то называлась «Новация», в последние годы – «Эксперимент». В ней в этом году и эстетские опыты Олега Глушкова «Гвидон» (театр «Школа драматического искусства»), и «Жизнь человека» театра «Театр» из Перми, новой культурной столицы России, и два, можно так сказать, политических расследования – «Павлик – мой бог» Театра имени Й.Бойса и Театра.doc, и собственная продукция Театра.doc – «Час восемнадцать» Михаила Угарова о деле адвоката Сергея Магницкого. Плюс – приуроченная к чеховскому юбилею премьера уже постоянного участника и новаций, и экспериментов «Маски» Дмитрия Крымова спектакль «Тарарабумбия», к слову, тоже вышел в стенах «Школы драматического искусства» при поддержке Международного театрального фестиваля имени Чехова.



Люди и куклы



Среди номинантов «Золотой маски» – спектакль Театра имени Образцова «Золушка», который выдвинут как лучший спектакль, но ни режиссер, ни художник, ни актеры, занятые в этом спектакле, не вошли в соответствующие номинации. Спектакль вправду достоин внимания, но что же в нем хорошего, если в целом он, посчитали эксперты, хорош, а по частям – вовсе нет? Скажем, обозреватель «НГ», видевший все премьеры Образцовского театра прошлого сезона, полагает, что достоин списка номинантов была бы и «Любовь к трем апельсинам». Критерии, каковы они? Впрочем, ясно, что объективные критерии – длина, высота, счет в ту или другую пользу – в театре отсутствуют. Хочется тогда узнать про субъективные!

Драма


Драма – во всех смыслах. Во-первых, можно лишь посочувствовать жюри, которое в этот раз возглавит шекспировед, историк театра Алексей Бартошевич. Им, например, придется выбирать лучшего из 19 режиссеров!



В номинации «Лучшая мужская роль» – 10! Правда, тут сразу стоит оговориться, что Игорь Гордин спорит сам с собой, поскольку выдвинут дважды – за главную роль в «Кроткой» и за роль Ясона в «Медее» (тот и другой спектакль – Московского ТЮЗа). А дядя Ваня Сергея Маковецкого и в списке номинаций спорит с профессором Серебряковым Владимира Симонова. В женской номинации – 8 претенденток. Увы, узок круг городов: Москва, Москва, Санкт-Петербург, Москва, Ярославль, Новосибирск, Москва, Москва... Можно согласиться, что с режиссурой сегодня лучше в российских столицах, но актерами-то Россия, слава богу, по-прежнему богата. Но тут «Маска» в очередной раз становится заложницей собственных правил: в списки номинантов могут попасть только те актеры, которые играют в потенциально лучших спектаклях. В итоге за бортом оказались Юлия Пересильд, по всем опросам лидировавшая, сыгравшая главную роль в «Варшавской мелодии» Сергея Голомазова в Театре на Малой Бронной. Нет среди номинантов и Ирины Савицковой, которая играет в спектакле Александра Галибина «Братья Ч.», достойном внимания еще и потому, что – редкий случай – написанная по заказу пьеса Елены Греминой стала, опять же по более или менее общему признанию, одним из главных событий уходящего чеховского года. Да и спектакль Галибина – хороший и, скажем так, конкурентоспособный.



Получившийся же в итоге список лучших актрис навевает грусть и печаль. Помимо выше сказанного еще и вот почему. Труппа МХТ имени Чехова представлена в нем Мариной Голуб, которая сыграла Вассу Железнову, и Ольгой Яковлевой – Бабушкой из «Обрыва». Широта взглядов во многих случаях хороша, но, думается, не во всех. Марина Голуб – актриса своей, особой манеры, роль Вассы она проводит на одной, надрывной интонации. Винить ее нет смысла – такова режиссерская трактовка Льва Эренбурга (он претендует на «Маску» за постановку этого спектакля), но сложность горьковской героини от этого сильно и много теряет. И получается, что «Маска» несколько лет назад прошла мимо и не заметила великой Татьяны Дорониной, в этой роли сумевшей сыграть трагедию русского капитализма, трагедию русской семьи, трагедию распада личности, по идее – цельной, а теперь отдает предпочтение ущербному, очень суженному взгляду на ту же роль Льва Эренбурга. По сути – подставляя актрису, в данном случае – Марину Голуб.

В список драматических спектаклей малой формы вошли «Триптих» Петра Фоменко, «Вондерленд-80» Константина Богомолова, «Ничья длится мгновение» Миндаугаса Карбаускиса и весь проект молодых режиссеров в Молодежном театре, «Фронтовичка» Николая Коляды плюс еще из провинции – спектакли Камерного театра из Воронежа и театра из Прокопьевска. В «большой форме» состязаться будут «Васса Железнова» и «Обрыв» МХТ, «Медея» московского ТЮЗа, два «Дяди Вани» – из Вахтанговского и из Александринки, из Александринского театра также в этом списке «Гамлет» Валерия Фокина и «Изотов» Андрея Могучего, Ярославский академический театр драмы будет в этом году представлен «Екатериной Ивановной» в постановке Евгения Марчелли, приглашенного в Ярославль очередным режиссером.

Стоит добавить, что «Дядю Ваню» в Александринке поставил американец Андрей Щербан, который, как и Люпа в прошлом году, будет состязаться за звание лучшего режиссера российского театра. Правда, только за прошлый год.


оригинальный адрес статьи