Театральная компания ЗМ

Пресса

15 ноября 2010

Разборки при дворе

Елена Груева | TimeOut Москва

Если сейчас у нас становится главной царевой потехой спорт вообще, то в Питере это именно футбол. Самый масштабный и удачный проект местной власти — питерский «Зенит». Вопросов, почему художественный руководитель императорского Александринского театра Санкт-Петербурга Валерий Фокин решил разыграть трагедию наследника датского престола — принца Гамлета — на стадионе, возникать не должно. Причем зрителю предлагается самый сейчас популярный ракурс — вид сзади. Торжественное воцарение Клавдия в сверкании салюта показано сквозь затылки фанатов. А по переднему плану привычно прохаживаются охранники с овчарками. В колоссальных стадионных конструкциях путаются мелкие страстишки и раздутые амбиции мелких человечишек. Ведущий шекспировед Алексей Бартошевич назвал спектакль Фокина «Гамлетом негамлетовского времени». Героя здесь нет. Нервный, наивный, запуганный до взрывов неудержимой ярости парнишка, каким играет Гамлета Дмитрий Лысенков (известный Москве как Хлестаков, Кочкарев, Петруччио и Двойник), — уж точно не герой. Его, как щенка, обманывают, напоив до бесчувствия, разыгранной сценой с призраком отца. Просто надо было перевести стрелки на тюфяка Клавдия с действительной зачинщицы интриги — ледяной королевы Гертруды в исполнении удивительной актрисы БДТ им. Товстоногова Марины Игнатовой. Ее Гертруда — властная баба, для которой мужики (включая мужа первого, мужа второго и даже сына) — недостаточно ловкие марионетки, им приходится утирать носы, прятать под собственным подолом и убивать по мере необходимости. Ей не до поэтических образов: «повернул глаза зрачками внутрь». С ними надо попроще. Шекспировский текст адаптировал для спектакля Вадим Леванов, используя фрагменты переводов Морозова, Пастернака и Полевого для сцен, где приходится блюсти этикет. Эльсинор лишен очарования древнего замка. В Александринке, как и в берлинском театре Шаубюне — в «Гамлете» Томаса Остермайера (которого на фестиваль «Территория» в сентябре привозил Театр Наций), он стал сосредоточием липкой грязи политических интриг, прикрытой гламуром для блезира.

«Золотая Маска» в рамках проекта «Премьеры Александринского театра в Москве» дает нам возможность самим оценить, насколько актуален такой вот принц Датский.


оригинальный адрес статьи