Театральная компания ЗМ

Пресса

25 февраля 2011

Играют всерьез

Роман Должанский | Коммерсант «Weekend»

С каждым годом внеконкурсная программа фестиваля "Золотая маска" становится все обширнее и разнообразнее. Кажется, конкурсная уже меркнет на ее фоне, и все труднее ориентироваться в том огромном количестве разномастных спектаклей, которые буквально вываливаются на и так уже подуставших к концу сезона зрителей. Есть впрочем, одна программа в нынешнем списке "Золотой маски", которая выделяется ровным качеством представленных спектаклей — это мини-фестиваль польского театра, одного из самых серьезных и интересных театров мира.

Признанный во всем мире лидер польского театра, лауреат престижной премии "Европа — театру" и неутомимый экспериментатор Кристиан Люпа покажет одну из частей своего триптиха "Персона", посвященного Мэрилин Монро, Симоне Вайль и Георгию Гурджиеву — ту, где речь идет о звезде американского кино. Однако не стоит ждать от философа Люпы сюжетного театрального байопика: его спектакль посвящен взаимоотношениям личности с ее собственным мифом, о порабощении этим мифом и о расставании с ним. В финале обнаженная актриса, играющая Монро, ложится на огромный стол, а на экране горит ее "копия".



Кинематографический миф лежит в основе еще одного спектакля польской программы — "Т.Е.О.Р.Е.М.А.Т" Гжегожа Яжины поставлена по мотивам сценария фильма Пазолини "Теорема". Яжина, пожалуй, один из самых изысканных режиссеров своего поколения — он никогда не злоупотребляет зрелищностью и не использует эффектных постановочных ходов, его театр можно назвать психологическим, однако качество ему придает не только глубина постижения характеров, но и неброская элегантность, и красота сценической фактуры — графическая точность мизансцен, изощренная пластика света, продуманный ритм. Впрочем, театр Гжегожа Яжины — не только эстетический феномен, его "Теорему" можно считать и социальным высказыванием. Гость, появившийся в буржуазном семействе, меняет жизнь всех его членов, причем воздействие пришельца имеет прежде всего эротическую природу. Но в том, что глава семьи, в начале спектакля твердо отвечающий на вопросы о жизненных ориентирах и о нравственности, в конце не может ответить ни на один из подобных вопросов — в этом многие увидели иносказание о польском обществе, познавшем в последние несколько десятилетий вкус вожделенной свободы, но в итоге чувствующем себя обманутым и потерянным.

Еще более остро о проблемах общественного самосознания высказывается третий знаменитый польский режиссер — Кшиштоф Варликовский. В последнее время в Польше много говорят о том, что поляки должны разделить ответственность с немцами за холокост, о том, что многие поляки, ставшие жертвами фашизма, сами были виноваты в истреблении евреев. Спектакль "(А)поллония", один из самых популярных спектаклей европейского фестивального рынка последних лет, представляет собой сложный коллаж, составленный из текстов разных времен. В основе спектакля Варликовского — мифы о жертвоприношении Ифигении и Алкесты, а также трагическая история польской женщины Аполлонии, убитой за то, что спасала евреев. Театр для режиссера — место коллективного самоанализа, интеллектуального суда и развенчания общепризнанных мифов. Не случайно первую букву названия Варликовский отделил скобками — так отчетливее проступает в заголовке название его родной страны, с которой режиссер не первый год ведет суровый, нелицеприятный разговор.



На фоне трех спектаклей самых знаменитых польских режиссеров не должны бы затеряться и два других. "Небольшой рассказ" молодого варшавского актера, драматурга и перформера Войчеха Земильского — об Институте национальной памяти, который изучает деятельность органов госбезопасности Польши в период 1944-1990 гг., расследует преступления по отношению к польским гражданам, а также способствует осуществлению преследований и люстрации. Этот Институт опубликовал факт сотрудничества дедушки актера, известного и уважаемого аристократа Войчеха Дзедушицкого, со службой безопасности. В результате 2 последних года своей жизни 90-летний старик провел в атмосфере остракизма.

Наконец, спектакль "Вавилон" из небольшого города Быдгощ, который познакомит зрителей не только с режиссером Майей Клечевской, но и с текстом лауреата Нобелевской премии Эльфриды Елинек. Как определили критики, главная задача этого произведения — доставить зрителю неприятность. Спектакль полон шокирующих, откровенных образов и рассказывает об обществе потребления — новом Вавилоне, где главным "товаром" являются насилие и жертва.

В общем, польский театр в Россию везет спектакли, которые являются не только как эстетическими, но и социально-критическими феноменами. Так что контраст с основной конкурсной программой "Золотой маски" специальной польской программе обеспечен.


оригинальный адрес статьи