Театральная компания ЗМ

Пресса

8 марта 2011

Мария Ревякина: «В этом году можно порадоваться за афишу»

Алексей Киселев | газета «Золотая Маска», № 1

В этом году сроки проведения фестиваля заметно расширились.С чем это связано?


Обычно мы начинаем наш фестиваль в 20-х числах марта и заканчиваем
в середине апреля. В этом году он начинается 28 февраля, в связи с тем, что у нас кроме конкурсной программы, которая достаточно
объемна — 55 спектаклей, еще есть внеконкурсная программа, в которую входят 34 спектакля «Маски Плюс». Мы поняли, что лучше их разделить: внеконкурсная программа должна пройти до фестиваля,
а конкурс, по традиции, следом. Хотя некоторые конкурсные спектакли начали показываться еще до начала фестиваля, в частности «Лоэнгрин» Челябинского театра. Кроме того, у нас очень большой и серьезный проект «Польский театр в Москве», который должен привлечь
внимание театральной общественности, актеров, режиссеров, журналистов — он тоже пройдет в марте.

Как возникла идея этого проекта?


В 2009 году проходил Российско-Польский форум общественности, на который были приглашены политики, историки, деятели искусства, философы. Форум был посвящен широкому кругу проблем, в первую очередь затрагивались политические вопросы, вопросы взаимоотношений
Польши и России, вопросы национального самосознания и т.д. В контексте этого форума на встрече с деятелями культуры под председательством Кшиштофа Занусси мы говорили о том, что если в советское время в России хорошо знали польский театр, существовали
крепкие театральные связи, то в последнее время эта связь нарушилась,
за исключением точечных событий вроде редких приездов отдельных спектаклей. Сегодня мы мало что знаем о польском театре, в то время как это один из сильнейших театров в Европе. Поэтому мы решили привезти в Москву спектакли режиссеров, чьи имена известны всему миру, — так возникла эта идея.
Почти два года мы работали с Институтом Адама Мицкевича и Польским культурным центром в Москве, с критиками-отборщиками — Аленой Карась и Еленой Ковальской. В Краков в декабре 2010 года на фестиваль «Божественная комедия» мы привозили большую группу критиков, которые смотрели последние работы польских режиссеров. Мы хотим, чтобы те люди, которым интересен серьезный, интеллектуальный театр, непременно попали на спектакли проекта «Польский театр в Москве».
Весь год экспертная комиссия ездила по всей стране, отбирая спектакли для конкурсной программы «Золотой Маски».
Какие выводы можно сделать по итогам отбора об общем состоянии российского театра сегодня?


Выводы, наверно, должны делать театроведы, занимающиеся серьезными исследованиями. Отобранные спектакли — это, конечно,
своего рода театральное зеркало, но всего лишь одного сезона. В этом году, во всяком случае, можно порадоваться за афишу, поскольку порядка 40 процентов отобранных спектаклей — московские, 60 — из разных регионов, включая Санкт-Петербург. Почти каждый восьмой театр попал впервые в программу «Золотой Маски». Но сделать какие-либо выводы о том, как продвигается театр, куда идет режиссура, возможно будет только по итогам фестиваля, т.к. не все из нас видели отобранные спектакли. В частности, региональные видели только эксперты. Но то, что из 34 внеконкурсных спектаклей 22 поставлены по новым текстам, это уже о чем-то говорит. Вырос интерес к современной драматургии, к современным темам. В театрах, в том числе региональных — омском, красноярском, саратовском (и, кстати, стран Балтии), стало появляться множество спектаклей по текстам современных авторов. Это, пожалуй, значительное отличие от прошлых лет.

Программа этого Фестиваля действительно очень насыщенна, и без помощи наших партнеров нам не удалось бы ее собрать и представить. Поэтому хочу от всего сердца поблагодарить Министерство культуры РФ и Правительство Москвы, нашего неизменного
генерального партнера «Сбербанк России» и официального спонсора ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». В этом году Фестиваль поддержала и компания «Северсталь». Проект «Польский театр в Москве» поддерживают Министерство культуры РФ и Фонд Михаила Прохорова.


оригинальный адрес статьи