Театральная компания ЗМ

Пресса

18 марта 2011

От "Спартака" до "Анны Карениной"

Марина Тимашева | радио "Свобода"

Конкурсную балетную программу "Золотой Маски" открыл Мариинский театр. В течение трех дней на сцене музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко он показывает "Анну Каренину" в хореографии Алексея Ратманского.

Дирекция "Золотой Маски" не ограничилась конкурсной "Анной Карениной". Для начала в Москве показали реконструкцию спектакля Леонида Якобсона "Спартак", поставленного им в 1956 году. Это зрелище невообразимо многонаселенное и очень пышное: постоянные смены рисованных задников (тут и античные арки, и храмы, и римский форум, и внутренние дворики старинных дворцов, и колесницы, и паланкины), на сцене - больше 50-ти артистов (помимо главных героев, тут плебеи и патриции, жрецы и жрицы, рабы и надсмотрщики, даже для двух белых лошадей нашлось место).


Увы, реконструировали постановку как будто специально для того, чтобы доказать: она не пережила своего времени. Только тогда, когда на сцене появляется Эгина Екатерины Кондауровой – рыжая, наглая, женственная и невероятно соблазнительная – статика сменяется динамикой, позы превращаются в движения, движения сливаются в танец и становится понятно, отчего этот балет в конце 50-х годов считали вызывающе эротичным.


"Анна Каренина" – это совершенно европейский спектакль, никакой архаики. Алексей Ратманский ставит его в пятый раз: в 2004 году – для Датского королевского балета, затем – в Хельсинки, потом – в Вильнюсе и Варшаве. Заведующий балетной труппой Большого театра Юрий Фатеев объясняет:



– Хореограф лично находился в зале в течение двух месяцев, он работал непосредственно с каждой из балерин и с каждым из кардебалетных танцовщиков. Поэтому этот спектакль – это не перенос, это версия Мариинского театра. Ратманский здесь выступил не только как хореограф, но еще и как великолепный режиссер. Это смотрится как очень хороший, высококачественный фильм.


Балет поставлен на музыку Родиона Щедрина, и спектаклями дирижирует маэстро Гергиев. Он пояснил:

– Просто мы продолжили, к счастью эту традицию – опираться на такие могучие произведения русской литературы, как "Война и мир", "Игрок". А этот спектакль как раз укрепляет наши сегодняшние позиции. В случае с Якобсоном это реставрация. Сравнивать "Спартак" с "Анной Карениной" – все равно что сравнивать, допустим, "Аватар" и "Тихий Дон", был такой фильм черно-белый, очень сильный. Но сравнивать трудно. Другие технологии, другое время, другая публика, другие вкусы. Но колоссально востребованные исторические спектакли – и "Шурале", и "Спартак". Я повторяю, колоссально востребованные. Поразительно, что "Анна Каренина" не уступает в популярности, например, "Лебединому озеру". Вот это уже завоевание огромное.


В "Анне Карениной" выступают "первые сюжеты" Мариинского театра - Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева и Екатерина Кондаурова. Но в частной номинации "лучшая женская роль" на премию выдвинута только одна балерина, и это опять - Екатерина Кондаурова. Она честно рассказала о своих отношениях с романом:

– Толстой – наверное, это первый, кто помог мне в приготовлении этой роли. Одновременно с репетициями я читала книгу. Потому что до этого проходили в школе, естественно, ничего не отложилось в памяти, не тронул как-то этот роман. Ну, что помнят из него? Анна – женщина, которая изменила мужу и бросилась под поезд. А сейчас улавливаешь столько тонкостей, столько понимания ее как личности.

Диана Вишнева, говорит о своей Анне более подробно:

– Для меня музыка Щедрина – очень глубокая, сложная, очень драматичная. И трагедия Анны, ее гибель, конечно, прежде всего, рождает очень сумрачные и трагические эмоции. Но как балет начинается – бал, первые отношения, первые взгляды Вронского, у Анны появляется чувство, которое она никогда не испытывала… У нее все было замечательно, она была самой добродушной, самой любимой женщиной в свете, но не испытывала ни страсть, ни любовь и думала, что ничего лучше не бывает, она – самый счастливый человек. А потом раз – и все постепенно рушится. Поэтому постоянно такое драматическое настроение. Но Алексей Ратманский все время просит, чтобы было больше красок. Он говорит: нет, надо находить светлое и идти против музыки, идти против того, что вы ощущаете. Ну, мы пробуем, мы стараемся.

Майя Плисецкая называет Диану Вишневу одной из лучших балерин мира. Это важно, потому что балетоманы будут сравнивать версию Алексея Ратманского не с постановкой Бориса Эйфмана, а со спектаклем Большого театра. В далеком 1972-м "Анну Каренину" на музыку Родиона Щедрина поставила сама Плисецкая, а чуть позже был сделан фильм. Плисецкая танцевала Анну в паре с Александром Годуновым – Вронским.


оригинальный адрес статьи