Театральная компания ЗМ

Пресса

16 марта 2011

Михайловский театр в Москве: построить лебедей

Лейла Гучмазова | Ваш досуг

В России поэт — Пушкин, фрукт — яблоко, а балет — «Лебединое озеро». После «Черного лебедя» Аранофски балетная часть этой аксиомы стала не чужой еще и для армии киноманов. Между тем, как всякое знаменитое произведение, «...Озеро» имеет множество версий, и нынешняя — из самых лучших.

Поставленный в Михайловском театре Михаилом Мессерером и выдвинутый на «Золотую маску» как лучший спектакль, он воспроизводит старуюмосковскую редакцию Александра Горского (начало ХХ века) и Асафа Мессерера (середина ХХ века). Считается, что от петербургского оригинала она отличается большей теплотой и сердечностью. В театральных понятиях это отличие толкуется конкретнее: Горский ставил спектакль в контексте современного ему искусства модерна, и то, что Мандельштам назвал «растительной покорностью кордебалета», свойственно спектаклю на все сто. Вместо изломов рук — принятая в старинном балете округлость, вместо жестких классицистских линий — заставляющие любоваться рисунком танца живописные построения. Именно версию Горского воспроизвел для Большого Асаф Мессерер, и с ней Большой балет впервые выехал за рубеж, с блеском зачаровав полмира.

В Михайловском театре ее ставил, как уже сказано, Михаил Мессерер, знаменитый в мире педагог, «русский резидент» в Королевском балете «Ковент-Гарден» и наследник знаменитой театральной семьи Мессерер-Плисецких. Свое «чуть-чуть» он добавил спектаклю с учетом бесед с Асафом Мессерером и собственным пониманием современного балетного театра. Верно, зритель мечтает погрузиться в старину и найти в ней что-то себе близкое. Профессионализм в выполнении задачи виден сразу благодаря редкой сегодня тщательности: вниманию к целому и к деталям, тонкой выделке сцен, мимическим сценам без аффектации, возрождающим прелесть архаики. К тому же радует, что Мессерер сориентировал труппу на внятность реплик без циркового шика, которым часто грешат более знаменитые театры. В спектакле нет подтекста «я вам сейчас покажу», невесты, шут, друзья принца и уж тем более исполнители главных партий делают свое дело без трюкачества и — что совсем уж редкость — даже стильно. Раньше не выдерживавший никакой критики кордебалет к премьере был вменяем и начищен, а Одетта-Одилия Екатерины Борченко, не испугавшаяся великих предшественниц, выдвинута на персональную «Золотую маску». Словом, легендарное «Лебединое...» вытянуло Михайловский балет на не снившийся ему прежде уровень. Теперь москвичи смогут оценить и его, и настоящее, утерянное ими «Лебединое...» Большого театра, украшающее ныне афишу петербуржцев. По конкурсным раскладам получилось, что этот спектакль оставил в тени «Лауренсию» Вахтанга Чабукиани, восстановленную в прошлом сезоне тем же театром и тем же балетмейстером. И хотя «Лауренсия» получилась зрелищной, первенство «Лебединого...» оправдано. Коль скоро поэт — Пушкин, а фрукт — все-таки яблоко.


оригинальный адрес статьи