Театральная компания ЗМ

Пресса

21 марта 2011

Премьеры Мариинского театра в Москве

Сергей Фишер | газета «Золотая Маска», №2

Три спектакля, представленные Мариинским
театром в 2010 году, стали большими событиями
в музыкально-театральной жизни Северной
столицы, да и не только для нее.

Два балета — «Анна Каренина» в постановке Ратманского и якобсоновский «Спартак» — и еще опера Бартока «Синяя Борода» заставили говорить
о себе критиков и любителей.

Все три спектакля не являются новинками,
то есть для Питера и России, они конечно премьеры, а вот для Европы нет. Такие вещи, как переносы и возобновления давно перестали
быть новостью, тем более для мариинской сцены, которая с начала девяностых практикует этот способ обновления репертуара. Спектакли с удовольствием смотрят и обсуждают в антрактах
и в прессе.

«Анна Каренина»
Родион Константинович писал этот балет в 1970-х годах для Майи Михайловны, она-то и стала первой балетной Карениной, вдохновенно исполнившей свою партию.

Постановка Алексея Ратманского 2004 года выпуска. Путь балета на мариинскую сцену, прямо скажем, небыстрый: Копенгаген
— Вильнюс — Хельсинки — Варшава — Петербург. Этот спектакль 15 апреля 2010 года открыл Х Международный фестиваль
балета «Мариинский ».

Примечательно, что за год до этого Ратманский ставил в Мариинке
щедринского «Конька» — премьеру IX фестиваля. «Каренина
» — не «Конек», она сложнее, многослойнее, витиеватее, если хотите. Роман Толстого со множеством подводных камней воплощается Ратманским увлеченно, с четкой пантомимной прорисовкой
и образной хореографией. Чередование темпов в музыке
и танце создают непрерывную ткань сценического действия, драматургическое сквозное развитие, танец и пантомима. Не изобразительность, но атмосферность — вот «Анна Каренина» Ратманского. На сцене видео (Уэндэл Харрингтон), интересный свет (Йорн Мелин), благодаря которому быстро сменяются места действия и подчеркивается монтажный принцип построения спектакля. Вообще, спектакль кинематографичен.

«Каренина» начинается с конца истории — флешбек: на сцене застывшее тело Анны, Вронский, повернувшийся спиной к залу, проекция воспоминаний, возвращающих к началу.

У спектакля свой драматург — Мартин Тюлиниус, концептуально
спаявший историю Карениной в единое сценическое целое, при этом населивший действие множеством персонажей. Сценограф Микаэль Мельбю размещает на сцене вагон, который сначала выглядывает из кулис, потом показывается на сцене, раскрываясь, обнажая спящих внутри пассажиров. Технократия страшная и завораживающая — один из пластов спектакля.
П
ремьеру танцевала Диана Вишнева и Константин Зверев. Другими Анной и Вронским были Ульяна Лопаткина и Юрий Смекалов.

«Спартак»


Легендарный балет Леонида Якоб-
сона «Спартак» был восстановлен в Мариинском театре 1 июля прошлого
года. Авторы возобновления почти поспели к вековому юбилею гения хореографии, но припоздав, приурочили
балет к «Звездам белых ночей». «Спартак» продолжил линию якобсоновских
балетов в Мариинке, он появился вслед за «Шурале», но вряд ли появление этого шедевра стоит рассматривать
как часть репертуарнойполитики руководства балета театра, многовекторная политика Мариинского театра давно доказала, что определенной линии она не имеет.

Появившись в 1956 году, «Спартак» Якобсона взорвал неяркую
эпоху вялого балетного бесстилья страны, стремившейся к «идеальному» немыслимыми средствами, он стал началом новой
эпохи отечественного балетного искусства. Драматизм, эротичность,
яркий стиль тонкой имперссионистски-возвышенной мысли хореографа — то, о чем не думали в тогда, вдруг появилось на сцене одного из главных театров.

Хореограф ставил не «драмбалетное» действие, но эпоху, настроение,
танец; в конце концов, Якобсон был отчасти вне своего времени в том смысле, что его хореографическая фантазия простиралась
далеко за рамки, поставленные временем и эпохой.

В 2010 году за возобновления взялись: балетмейстер Вячеслав
Хомяков, художники Батожан Дашицыренов и Сергей Грачев,
художник по свету Александр Наумов, авторы графического дизайна и слайдов Михаил Моргунов и Валентин Барановский, дирижер Карен Дургарян (некоторое время назад уже занимавшийся
«Спартаком» Георгия Ковтуна в Михайловском театре).

Хореография Якобсона — удивительная, мастерски придуманная;
танец, пантомима и жесты балета — самоценные и в то же время ни на йоту не выходящие за рамки концепции, — вот то, с чем работали
возобновители. Хомяков старался со всей аккуратностью не испортить шедевр и подарить ему новую жизнь. Кропотливая работа балетмейстера возобновления заслуживает отдельного внимания — бережный подход к оригинальной хореографии не позволил новому «Спартаку» стать лишь внешним повторением былого и, в то же время, не превратил балет в сухую реконструкцию.

Несмотря на то, что оригинальное оформление Валентины Ходасевич было безупречным в гармонии красок и тонов, новое решение художников, использовавших свето- и видеоэффекты, оказалось
близким современной культуре зрелищности.

Главные партии исполнили: Спартак
— Игорь Зеленский, Фригия — Виктория Терешкина, Эгина — Екатерина Кондаурова,Гармодий — Юрий Смекалов.

«Замок герцога Синяя Борода»


Сюжет, интересовавший и интересующий мировое искусство более трехсот лет был представлен в Мариинке.

Морис Метерлинк в 1901 году переосмыслил старинную легенду
о Синей Бороде, записанную Шарлем Перро. Метерлинковская
«Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение
» — символистская пьеса, по которой в 1907 году французский композитор Поль Дюк написал оперу.

В 1910 году Бела Балаш, взяв за основу сюжет Метерлинка, написал поэму о Синей Бороде, усилив черты трагического в образах
персонажей. Балаш предполагал, что по его произведению напишет оперу Золтан Кодаи, с которым драматурга связываладавняя дружба, но Бела Барток «перехватил» либретто, в 1911 году его опера-мистерия была готова. Действующих лиц в опере немного, а поющих и того меньше — Синяя Борода и Юдит. Премьера
состоялась в 1918 году в Будапеште. Барток больше опер не писал, сосредоточившись на инструментальной музыке.

В мае 2010 года петербургские зрители увидели спектакль Даниэла Кремера «Замок герцога Синяя Борода», перенесенный
со сцены Английской Национальной оперы. Переносы для Мариинки дело не новое, происходящее с различной степенью успешности и интересности для публики. Про «Синюю Бороду» получилось интересно. Стараниями художников Джайлса Кадла (художник-постановщик), Иана Джэксона-Френча (художник по свету) получилась картина захватывающе-страшной атмосферы замка, с темными комнатами, возникающими из тьмы персонажами.
Свет — очень важная составляющая этого спектакля. Синяя Борода у Кремера — маньяк чистой воды, совершивший явную ошибку, выбрав в жены Юдит, которая в отличие от предыдущих
жен покорностью не отличалась портила мужу устоявшуюся
жизнь, уложенную в строгие рамки.

Музыкальным руководителем постановки был Валерий Гергиев.
Юдит спела Елена Жидкова, мощное меццо-сопрано которой
холодило кровь в жилах зрителей. Герцог — Уиллард Уайт,красивый бас-баритон, сыгравший маниакального параноика.

Этот спектакль Мариинского театра может соперничать
с голливудскими хоррорами по картинке и нервному напряжению.

Из трех спектаклей программы «Премьеры Мариинского театра
в Москве» — два участвуют так же в конкурсной программе:

Балет «Анна Каренина» выдвинут в номинициях «Балет/Спектакль» и «Балет/Женская роль» (Екатерина Кондаурова
— Анна); «Замок герцога Синяя Борода» — так же выдвинут в двух номинациях: «Опера/Спектакль» и «Опера/ Женская роль» (Елена Жидкова — Юдит).


оригинальный адрес статьи