Театральная компания ЗМ

Пресса

21 марта 2011

Профессор Серебряков

Наталья Крылова | газета «Золотая Маска», №2

Семен Сытник.

Александринский театр, Санкт-Петербург.

Вам тяжело было понять вашего героя?

Сначала я вообще его не понимал. Пьесу перечитал и видел его как-то совсем по-другому, нежели играю сейчас. У режиссера, Андрея Щербана, было свое ощущение, довольно оригинальное. Благодаря ему эта роль прозвучала современно. Он убедил меня, что его решение есть правильное и единственно верное, и сегодня удивительно современное и неожиданное.



А каков Серебряков в представлении режиссера и вашем?



Я спросил у него — как играть эту роль? И Щербан ответил: «Ты должен играть эту роль в прекрасном, потрясающем настроении,
этому человеку весело, ему радостно, он ни о чем и ни о ком не думает, кроме как о себе. Ни о чем вообще, его ничто не волнует.
Ни дядя Ваня, ни Лена, которая находится рядом, ничего, ему очень весело жить». Сейчас жить тяжело, мягко говоря, а есть люди (и их много), которые сегодня живут очень хорошо, и живут только для себя, и они наслаждаются жизнью, летают на самолетах, отдыхают прекрасно, покупают машины и т.д. И ничего их не волнует, абсолютно, кроме самих себя.



Этим Серебряков и противен другим героям?


Чрезвычайно противен! Он страшен, такие люди чрезвычайно
страшны. Такого рода эгоисты есть.
Может, у него есть все-таки какая-то драма?...

У него? Никакой! Никакой драмы нет! Если Елена Андреевна,
как я понимаю, бывшая его студентка, ныне молодая жена, вдруг оставит его — он заменит ее на другую студентку. Он не испытывает к ней глубоких чувств. Просто приятно, что рядом находится. Важно, чтобы он находился в центре внимания.


А что означает финальная фраза профессора: «Надо, господа,
дело делать»?


Это с его точки зрения, потому что он, как ему кажется, делает
дело — тем, что пишет то, что давно всем известно. И тем, что он сидит, тем, что он что-то пишет. Только с этой точки зрения. «Надо, господа, дело делать» — Серебряков как бы говорит: вот как я, я делаю дело, вот и вам всем нужно так делать. Вот такой весельчак.


Не могли бы вы сказать, с каким цветом ассоциируется у вас Серебряков?

У нас на сцене идет настоящий дождь, и грязь. И все герои мокрые и запачканы в грязи. А я в белом весь. У меня белый шикарный костюм, плащ и роскошная шляпа. Серебряков весь в белом — вот его цвет. Среди всей этой грязи он один чистый.



Многие актеры мечтают сыграть, например, Гамлета. У вас была когда-то мечта, идея сыграть Серебрякова?

Вообще такого не было. Пьесы Чехова я читал только в институте, когда сдавал экзамен. И в двух из них я надеялся когда-нибудь сыграть. Первая — «Дядя Ваня». Я ее не читал со времени окончания института, а институт я закончил в 1969 году. купить автомобиль в ижевске С тех пор к этой пьесе
не обращался, пока в 2010-м не решили поставить. Еще одна пьеса, в которой я надеялся сыграть, — «Чайка». Вот играю Сорина в спектакле Кристиана Люпы.

Владимир Симонов.

Театр им. Евг. Вахтангова, Москва.

Говоря о работе с ролью — вам тяжело было понять
вашего героя?




Я очень хорошо знаю пьесу, когда-то играл дядю Ваню, помню
весь текст наизусть. Серебряков-то известен, была другая проблема — как мне сыграть эту роль. Я немножко не дорос по возрасту до этого понимания, но все может быть, даже в моем возрасте могут происходить такие же ситуации. И я рассматривал именно ситуацию, не гнался за возрастными играми, что, наверное, дало свой хороший результат.

Каков Серебряков в вашем представлении, исполнении?

Я пытался не показать брюзжащего старика. Ведь то, что говорят о нем персонажи, не значит, что это правда, — вот в чем дело. И потом, там тысячи противоречий. Действие, вообще-то, происходит в усадьбе Серебрякова, но никому до этого нет дела. Жалко дядю Ваню. А этот человек? Он ведь не своровал, не убил никого. Он же всю жизнь работал. И тем более представьте ситуацию — в него стреляли, пытались соблазнить его жену в его же доме. Об этом никто из зрителей не задумывается. Вот загадка — почему?
А его последняя фраза: «Надо, господа, дело делать» звучит как…
Это, мне кажется, гимн для российского человека. Как Чехов
говорил «Надо по капле выдавливать из себя раба», а рабавыдавливаешь, когда ты дело делаешь. Не прокисаешь, не гниешь, не думаешь «боже мой, куда жизнь ушла». Дело надо делать. Серебряков в моем представлении — трудяга. Он деятельный человек.


Чем он тогда противен другим персонажам?


Он все-таки свеж мозгами. Дядя Ваня говорит, что он вышел в отставку, на пенсию. Но Серебряков не может успокоиться, он должен работать. А теперь он каждый день слышит глупые разговоры про стоимость масла и т.д. Он профессор, он не может это слышать, он не представляет, что это такое. Он же еще предлагает целый план. А тут стрелять и убивать его. За то, что он, видите ли, сгубил жизнь. Это же абсурд. Человек может только сам себе сгубить и поломать жизнь. Это дядя Ваня создал себе кумира, что грех. Вот как я рассматриваю. Все репетиции у нас начинались с того, что Римас говорил: «Сейчас послушаем выступление Симонова, а потом начнем репетировать». У меня такой Серебряков. Вчера вот он хандрил, а сегодня шикарно себя чувствует. Это фиксация, это нервное. Серебряков предлагает процесс, а все только — чай пить.


То есть во втором действии у него не болит нога на самом деле?

Да там непонятно. Астров говорит: «Он болен, или притворяется». Он притворяется так, что болен, и болен так, что притворяется. Он художественная натура, поэтому капризничает. Да, он холеный, капризный. Но при этом не ленивый, он трудится — и пишет про реализм, значит, что-то понимает все-таки в искусстве.


Не могли бы вы сказать, с каким цветом ассоциируется у вас Серебряков?


Мне кажется, он серо-стальной цвет.


Многие актеры мечтают сыграть, например, Гамлета. У вас была когда-то мечта, идея сыграть Серебрякова?


Нет, конечно. Его сыграть может «захотеться» мне через лет 15-20. У меня как-то наоборот выходило — сначала роль, а потом я радовался, что мне эта роль досталась.


оригинальный адрес статьи