Пресса

22 декабря 2005

Между "Дядей Ваней" и "Шинелью"

Марина Давыдова | Известия

Во вторник были объявлены номинанты грядущей "Золотой маски". Сенсаций не случилось, скандалов тоже.
Выбор экспертов в этом году вполне можно назвать взвешенным. В список номинантов попали практически все московские фавориты прошлого сезона. Что-то наскребли в провинции (в основном в Омске - "Вишневый сад" и "Фрекен Жюли" Евгения Марчелли, "Чудаки" Анатолия Праудина и один спектакль в Туве - "Король Лир" Алексея Ооржака). Что-то ("На дне" Льва Эренбурга, "Оскар и Розовая дама" Владислава Пази) отыскалось в Питере. Всем, однако, ясно, что главная борьба развернется между московскими спектаклями. В номинации "Большая форма" между "Тремя сестрами" Петра Фоменко и "Лесом" Кирилла Серебренникова. В "Малой форме" между "Мальчиками" Сергея Женовача, "Изображая жертву" того же Серебренникова, "Дядей Ваней" Юрия Погребничко и "Шинелью" Валерия Фокина. С этим ничего не поделаешь, но для страны, раскинувшейся на одной седьмой части суши, иметь конкурентоспособный драматический театр только в столице, причем если в конкурсе не участвует Лев Додин с его МДТ, только в одной столице, все же как-то унизительно.
Некоторым утешением в этом смысле является номинация "Новация". Она в этом году оказалась на удивление сильной. Московские "Бытие № 2" Ивана Вырыпаева в режиссуре Виктора Рыжакова, "Недосказки" Дмитрия Крымова, "Полифем" - московского театра "Тень" могут потягаться и друг с другом и с питерским спектаклем "Между собакой и волком" Андрея Могучего на равных и, на мой взгляд, как раз в "Новации" шансы у питерцев очень высоки.

В актерских номинациях в этом году есть одна странная особенность и одна приятная неожиданность. Особенность в том, что из спектакля "Лес", лидера всех московских театральных опросов, не выдвинут ни один артист и ни одна актриса. Сложно предположить, что все они без исключения стали играть принципиально хуже. Легче предположить, что спектакль Серебренникова, как всегда, стал на заседаниях совета камнем преткновения. Неожиданность в том, что на премию выдвинут Василий Бочкарев из "Последней жертвы», а сама "Жертва" не выдвинута. В свое время "Золотая маска" приняла абсурдное решение, что номинировать артистов можно только из тех спектаклей, которые сами номинированы на премию. Решением нынешнего жюри этот сомнительный тезис, к счастью, опровергнут.
В области музыкального театра российская провинция представлена куда интереснее, чем в области драматического. Опер в этом году выдвинуто аж девять штук - "Волшебная флейта" из Уфы, "Кармен" и "Соловей" из Перми, "Путешествие в Реймс" и "Тристан и Изольда" из Мариинки, "Дети Розенталя" и "Мадам Баттерфляй" из Большого театра, "Упавший с неба" из "Геликон-оперы". Балетный выбор как всегда вертится вокруг Мариинского ("Approximate sonata" Уильяма Форсайта и "Reverance" Дэвида Доусона ) и Большого театров ("Болт" Алексея Ратманского, "Сон в летнюю ночь" Джона Ноймайера), разбавленных "Анной Карениной" Бориса Эйфмана (давненько не было в афише имени этого хореографа) и красноярским спектаклем "Ромео и Джульетта". А вот в афише современного танца есть новички - к примеру, спектакль абсолютных дебютантов Дины Хусейн и Анны Абалихиной "Мухи".


оригинальный адрес статьи