Театральная компания ЗМ

Пресса

28 марта 2011

Вячеслав Бурцев: «Зарубежные хореографы дают нам не рыбу, они дают нам удочку»

Евгений Федотов | газета «Золотая Маска», №2

Из пяти номинированных спектаклей два выполнены в стиле хип-хоп. С чем, по вашему
мнению, связан такой интерес к этому танцевальному направлению?



Сейчас это направление на волне. Оно популярно
среди молодежи, в средствах массовой информации это активно комментируется.
К тому же, это явление европейское. За границей хип-хоп в спектаклях не является чем-то новым, как у нас. В зарубежном театре современные танцевальные стили уже достаточно основательно
вошли в культуру.

Все хореографы в номинированных спектаклях
— зарубежные специалисты. Означает ли это, что отечественная школа хореографии переживает тяжелые времена?


Нельзя сказать, что тяжелые… Для России эти направления достаточно новы. У нас есть коллективы, которые этим занимаются,
но широкой информации об этом явлении до 2005 года, как таковой, не было. У нас еще не появились «динозавры», которые могли бы закладывать хореографический фундамент современных
танцев. В России эта культура находится в стадии развития. У нас есть хорошие исполнители, но нет людей, которые активно занимались бы фундаментальными вопросами современных направлений.


Есть ли существенные различия в методах работы российских
и зарубежных хореографов?


Пожалуй, объясню на личном примере. Специфика работы хореографов Мартина Жоссена и Абденура Белали заключается в том, что у них нет каких-то идей, схем, для воплощения которых
понадобилось бы сильно изменить актера. Свои идеи и формы этих идей они подстраивают под нас. Они дают направление,
а мы уже сами пытаемся двигаться в нужную сторону. Зарубежные хореографы
дают нам не рыбу, они дают нам удочку, что бы мы поймали эту рыбу самостоятельно.
Эти замечательные хореографы много говорили о том, что в России уже завязывается
свой стиль в современных танцах и они не хотели нам навязывать что-то свое. Это очень важно, когда зарубежные специалисты в первую очередь заботятся о самобытности чужой культуры, не стараясь
изменить все для себя, хотя последнее было бы самым легким путем. Они просто формируют свои идеи под наш стиль.
В конкурсе за лучшую мужскую и женскую роль в танцевальных
жанрах номинированы сразу и артисты классического
балетного танца, и артисты современных танцев. Как вы относитесь к такому объединению?


Если смотреть с точки зрения хореографии, то это мне кажется
это не совсем правильным. Это абсолютно параллельные культуры. В таком смысле — их нельзя сравнивать и сопоставлять. Но если оценивать будут с актерской точки зрения, то почему бы и нет. В танце существует множество средств подачи. Но у балетных
танцоров и у нас они сильно отличаются друг от друга. Будет правильно, если будут оценивать не форму выражения, а само выражение. Очень важно, насколько точно и понятно для зрителя донесена идея, заложенная танцором и хореографом.


оригинальный адрес статьи