Театральная компания ЗМ

Пресса

29 марта 2011

Номинация: «Куклы/Работа актера»

Наталия Зайцева | газета «Золотая Маска», №3

Театр кукол всегда славился многообразием выразительных средств. Если раньше кукольник работал с одним типом кукол, был петрушечником или управлял марионеткой, то сейчас в основе этой профессии — универсальность. Актер театра кукол обязан быть сильным драматическим артистом (иногда приходится
играть в « живом плане ») и филигранным кукловодом, владеющим десятком разнообразных кукольных систем. Как никто другой, кукольник должен уметь работать в коллективе и чувствовать единое дыхание (часто одной куклой управляют несколько человек, и от их слаженности зависит цельность создаваемого ими образа). К тому же, актер театра кукол обязан иметь сильные руки (приходится работать за ширмой по нескольку часов), но при этом — не забывать об их пластической выразительности (в некоторых постановках руки становятся главным инструментом). Герман Варфоломеев и Татьяна Булдакова, представленные в номинации « Куклы — работа актера », несомненно, обладают всеми этими качествами. Две актерские работы по-своему уникальны, но они существуют в настолько разных системах координат, что невольно возникает вопрос: как их сравнивать? Варфоломеев создает запоминающийся образ Господина Шмеля — таинственного олигарха, который оказывается вором и грабителем, чей жизненный девиз: « Брать, брать, брать! ». Актер ловко управляет необычной системой кукол (похожей на планшетную, но с реальными руками кукольника), точно выстраивает голосовую партитуру роли. Булдакова виртуозно справляется с самой сложной для управления куклой — марионеткой, хотя ее персонаж, вдова Е.И. Попова из чеховского « Медведя », разговаривает голосом знаменитой московской актрисы Оксаны Мысиной, что усложняет задачу кукловода —
в движениях и жестах точно совпадать с чужой речью, заранее записанной.


оригинальный адрес статьи