Театральная компания ЗМ

Пресса

29 марта 2011

Когда кружится голова

Евгений Федотов | газета «Золотая Маска», №3

Несколько лет назад Константин Богомолов в Московском театре п/р О. Табакова начал ставить «Алису в стране чудес», но спектакль так и не вышел. Спустя какое-то время Богомолов снова вернулся к этой работе, но совместил текст Льюиса Кэрролла
с «Заповедником» Сергея Довлатова и назвал свой спектакль
«Wonderland 80», воскресив историю из нашего советского прошлого — как ленинградский интеллигент Борис Алиханов, в спектакле лишенный фамилии и названный «Борисом каким-то», устраивается летом на должность экскурсовода в псковский заповедник Пушкиногорье.

Если глянуть в программку, то сразу можно понять — предстоит
увидеть спектакль-коллаж, лишенный конкретики и почти наверняка сдобренный изрядной долей абсурда. Ведь в списке действующих лиц кроме Бориса такого-то (Дмитрий Куличков) заявлены: Татьяна такая-то (Олеся Ленская), Рыба в живом и мертвом виде, Фотограф Валерий Марков, Зина (Олег Фомин), То-ли-Алиса-то-ли-Маша, Призрак Пу и просто Ангел (Яна Сексте)
и многие другие. Но абсурдным становится вовсе не сам спектакль, а проступившая в нем советская действительность, проводниками которой в нашу реальность оказываются персонажи
Кэрролла. Только их слова кажутся до конца разумными и логичными. И потому хочется искать правду не в нашем прошлом,
а в нашем сказочном «никогда», где возможно все.

В мире нашего прошлого стремление уехать далеко-далеко есть не собственное желание, а решение, навязанное силой. Страна сама исторгает людей, которые вязко и мучительно продолжают
за нее цепляться. Константин Богомолов точно и тонко воскресил дух эпохи застоя. И все-таки его спектакль получился вневременным. И если на миг абстрагироваться от явленных на сцене конкретных знаков «совковского» существования, накатит вдруг тяжелое осознание того, что изменился только флаг страны.

Цифра 80 в названии отсылает нас к эпохе советской Олимпиады,
которая ничего изменить не смогла. В затхлом, нудном и бессмысленном пространстве советского заповедника с его диковатыми обитателями вдруг прорастают абсолютно сюрреалистические
сюжеты из «Алисы». Этот заповедник, где водку пьют двенадцатилитровыми ведрами и спьяну горланят песни Аллы Пугачевой, — кроличья нора, в которой можно бесконечно долго падать, а чтобы выбраться из нее, надо падать «как минимум в два раза быстрее». Что и пытается делать Борис какой-то. Он узнает о том, что его семья уезжает из страны, и он стремиться успеть их проводить.

Тень Кэрролла накладывает отпечаток на довлатовских персонажей,
превращает «Заповедник» в «Wonderland 80», состоящий
из ряда бессвязных сцен, где «всегда можно взять больше, чем ничего». Когда кончаются слова, Белая Королева становится строгой школьной учительницей, самогонщица Зина — рыбой, а Борис такой-то в конце спектакля чудесным образом превращается
в Алису. В финальной сцене он так и не успеет проводить жену с дочерью и услышать сокровенное «Мы еще увидимся!». Его настоящее поставит крест на желанном будущем. Борис разрыдается
и успокоится в материнских объятьях Белой Королевы, которая скажет ему, как когда-то говорила Алисе: «Просто ты не привык жить в обратную сторону, поначалу у всех кружится голова».


оригинальный адрес статьи