Театральная компания ЗМ

Пресса

29 марта 2011

Борис Нодельман: «Просто махать — неинтересно»

Марфа Некрасова | газета «Золотая Маска», №3

Расскажите про развитие оперетты в нашей стране.

До распада СССР была шикарная советская оперетта. Работали
композиторы Фельцман, Дунаевский, Милютин, Колмановский
в соавторстве с прекрасными поэтами — Рождественским, Гроховским. Тематика, конечно, была социальная: проблемы села, коллектива. Или наоборот: глобальные темы — борьба с империализмом
и т.д. Из-за этого трудно сейчас вытащить что-то подобное на сцену, это уже не актуально. Музыкальный пласт обрушился, образовалась пустота. И лежат на полках такие шикарные
музыкальные произведения…
В наше время в России мы в жанр оперетты включаем и саму оперетту, и мюзикл, и водевиль, и все, что связано с музыкальным
театром. Мы делали шикарный спектакль « Багдадский вор » с рок-группой вместо оркестра, когда в Питере и Свердловске были популярны рок-клубы. В спектакль « Девичий переполох » мы ввели народный оркестр.
В « Силиконовой дуре » мы совместили оркестр с фонограммой.
Последний спектакль « Мертвые души » у нас называется « гоголь-моголь в двух действиях ». На деле это практически опера.
Все номера идут подряд, без единого слова. И все речитативы тоже исполняются под музыку.

А вам самому какой жанр наиболее близок?


Люблю классику. Когда были первые шаги Пендерецкого, я собирал все его произведения, весь польский авангард, и Денисова,
и Губайдуллину. Люблю джаз, играл в джазовом оркестре как пианист, на эстрадном отделении в училище преподавал джазовое
фортепьяно. Сейчас посещаю все концерты, у меня среди друзей много « джазовых ребят ». И народную музыку люблю, и фолк, такие группы замечательные типа ансамбля Бреговича.
Когда « Времена года » Вивальди исполняют с аккордеоном, в славянском духе — это потрясающе!


А дирижировать чем нравится?


Все радует. Только примитивную музыку не очень люблю. Просто махать — неинтересно.


Каков идеальный музыкант в оркестре для вас?


Он должен быть элементарно профессионально обучен, он должен чувствовать сцену, думать не только о нотах. Оркестр и сцена — это единое целое. Только при общем дыхании спектакля
может получиться шедевр.


Каким оркестром вы бы хотели дирижировать?

Симфоническим, не скрываю. К примеру, Филадельфийским. К счастью, у нас немаленький оркестр. Жаль, что из-за обилия репертуара
мы очень редко можем играть оркестровые концерты.


Как вы думаете, кто победит в номинации « Лучший дирижер
оперетты »?

Я не знаю, кто у меня друзья-соперники; к сожалению, даже не знаю, какие спектакли номинированы. Я очень рад всегда за других, я не завистник. Если бы дали композитору нашему, Александру
Пантыкину, это было бы большим счастьем, чем если бы дали мне. Но желаю всем удачи. Это большое дело, что « Золотая Маска » стала обращать внимание на дирижеров музыкального театра, и в том числе на региональных. Это здорово.


оригинальный адрес статьи