Театральная компания ЗМ

Пресса

5 апреля 2011

Жорж Санд написала про Россию современную

Марина Райкина | Московский комсомолец

В общем, расстраиваться и ругать наше время не стоит: все то же самое. Вот Екатеринбургский театр кукол, один из лучших в стране, неожиданно предложил “Грибуля-простофилю и господина Шмеля” мадам Санд. Поставила легенда французских кукольников Эмили Валантен. Она же — художник, придумавшая кукол тупорылых персонажей, которые только и знают: мани-мани-мани, мздоимцы, не дураки пожрать и других облапошить. Семейка одноклеточной мерзоты оказалась не без урода — Грибуль, младший сын, дурак-простофиля, романтик… В то время как родственники-жлобы, включая маму с папой, в злобе рвут от жизни куски, он мечтает и не убивает даже насекомых вроде шмеля.

Шмель в благодарность обещает сделать его наследником и открыть секреты покорения мира. Впрочем, секрет не сказочный, а весьма простой, который наглядно можно наблюдать в Москве, да и по всей России. Грабь, отнимай, переделывай, пили — не дрова, а бюджет… ну и так далее. Носителю прогрессивных идей г-ну Шмелю г-жа Валантен придала вид респектабельного мафиозника: очки, смокинг, крутая грудь. Вот такую сказочку сочинила тонкая госпожа Жорж Санд, и сказочка как нельзя кстати пришлась к российскому двору.

Спектакль француженки силами екатеринбуржцев оказался простым, незамороченным — что только в плюс. Режиссер начала с салона самой писательницы, где начинают читать “Грибуля-простофилю…”, и здесь же закончила: дамы в кринолинах, господа в сюртуках, а хозяйка за пианино играет и рассказывает — вот ведь как оно было… Артисты работают тонко. Финал не сказочный: добро не побеждает зло. Впрочем, как и в жизни. Но спектакль предлагает другой вариант решения — просто уйти. Пусть они друг друга мочат (в том числе и в сортире), грабят, разделяют друг друга и друг над другом властвуют. Без нас, простофиль…

“Такой театр” из Питера показал на сцене театра Петра Фоменко повесть Шолом-Алейхема “Главное забыл”. Образец минимализма: два артиста, выгородка из двух стеночек, одна лесенка, а все остальное — возможности театра теней. Главный герой — Менахем Мендел — мечется по миру (от Касриловки до Америки) с целью заработать. Торгует бумажками, что сейчас называется работой с ценными бумагами, а также пытает счастье маклера, свата и еще бог знает кого. Легких денег не бывает — предприимчивый еврей везде прогорает. О чем и сообщает в письмах супруге, которая ему отвечает.

В эпистолярном диалоге существует актерская пара — Александр Баргман и Ирина Полянская. Режиссер Михаил Теплицкий доказал, что мало места и мало денег — не проблема для театра. Была б идея, хороший артист и изобретательный художник — дело сладится. Что касается артистов, то они отлично справились со своей задачей. Играли так, что убедили зрителя — сами они не питерские, а из маленького местечка, из стародавнего времени. И мило, и трогательно, и смешно, и грустно — любовь забыл.


оригинальный адрес статьи