Театральная компания ЗМ

Пресса

11 апреля 2011

Не музейный фонд

Григорий Заславский | Независимая газета

На фестивале «Золотая маска» в конце минувшей недели Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола сыграл спектакль «Экспонаты». Пьеса Вячеслава Дурненкова, которая в Москве идет в копродукции Центра драматургии и режиссуры и Театра.doc, на «Маске» представлена сразу в двух версиях – в марте в рамках программы «Маски плюс» свой спектакль показал Омский театр драмы.

В отличие от омского спектакля, внеконкурсного, «Экспонаты» из Прокопьевска представлены сразу в трех номинациях – «Лучший спектакль/ Малая форма», Марат Гацалов стоит в списке лучших 19 режиссеров, рядом с Петром Фоменко, Камой Гинкасом, Андреем Щербаном и Римасом Туминасом, художник Фемистокл Атмадзас номинирован за работу художника.

Прокопьевск от Москвы далеко, в определенном смысле история, рассказанная в пьесе Вячеслава Дурненкова, – про них. Московские ловкие ребята, Воронько (Роман Михайлов) и Черновицкий (Анатолий Иванов), приезжают в далекий маленький город с хорошим деловым предложением: чего людям шататься по улицам без дела, когда можно стать экспонатом, пусть приезжают экскурсии, смотреть будут, как раньше люди жили, а местным и играть, и делать ничего не надо. Живите как живете плюс – одежда, плюс – денежное вознаграждение. Но люди в Прокопьевске, вернее в Полынске, про который пишет Дурненков, не хотят быть экспонатами. Хотят жить, как жили, пить, как пили... Режиссер Марат Гацалов тем не менее довольно остроумно решает историю. В общем, все в ней противится «музеефикации», но по ходу сюжета каждый разговор, каждое свидание, реплика становятся объектом пристального внимания для всех остальных, кто в этой сцене не занят. Пока одни говорят, другие, не отрываясь, за ними наблюдают, точно телевизор смотрят, очередной сериал.

Пространство – тоже почти музейное, белые стерильные больнично-музейные стены, на них фотографии – с видами сегодняшнего Прокопьевска, по углам вытянутой по горизонтали площадки – два стола, два телевизора, шкафа, стулья, поскольку речь в спектакле и пьесе – о двух семьях, Зуевых и Морозовых. Морозовы не против поработать на туристический бизнес, Зуевы – готовы биться с москвичами не на жизнь, а на смерть: в провинции, еще Островский заметил, нравы жестокие, убьют, если что не по нутру, если против шерсти.

И драматизм, и конфликт внутренний и внешний – все в этом спектакле есть, есть и история, впрочем, знакомая кому-то уже и по московским, и по омским «Экспонатам». Рассказывают, в Прокопьевске, когда приступали к репетициям, «линия фронта» проходила при обсуждении нескольких нецензурных слов, которые должны были прозвучать со сцены. До сих пор такого в Прокопьевском театре не было. Теперь есть, звучат, но без радости первооткрывателей, и потому не это – главное достоинство премьеры. Спектакль, оцененный уже и в родном городе, замечателен прежде всего атмосферой, собранной из каких-то очень многих и точных деталей. И, конечно, нескольких очень хорошо сделанных ролей, прежде всего Ангелины (Гены) Зуевой (Светлана Попова), Клима (Георгий Болонев), но также и совсем бессловесных, но таких, получается, необходимых деда (Владимир Марченко) и бабушки (Галина Мингалёва).


оригинальный адрес статьи