Театральная компания ЗМ

Пресса

11 апреля 2011

События «Новой пьесы»

Марфа Некрасова | газета «Золотая Маска», №4

В этом году у проекта « Новая пьеса »
немного прибалтийский акцент. Приехал
из Латвии « Лиепайский театр » с двумя
постановками. Первая — « Ханана » по пьесе Германа Грекова режиссера Джиллинджерса.

В этом спектакле на сцене жарили сало, распивали водку, наносили удар сковородкой по голове и совершали всё это с той натуральностью, точностью и скрупулезностью, на которую, наверное, способны только латыши.

Пахло не только салом, но и Херманисом.

У второго спектакля был другой запах — сигарет, освежителя воздуха, столовой и молодости. Потому что « Битва У » Мартиньша
Эйхе — про драму старшеклассников и по традиции исполнялась
в школе. Зрителей делили на группы и каждую водили из одной сцены в другую по разным местам школы, а под конец все встречались в спортзале, где разворачивался трагический финал.
Еще один латышский гость — театр « Дайлес » со спектаклем « Бривибас, 36 » Лауры Грозы. Это действо основано на реальных событиях. На тех, когда в Риге напротив здания правительства Латвии по адресу улица Бривибас (в переводе — Свободы), 36 поселились
в палатках протестующие. И это превратилось в нечто большее, чем высказывание недовольства и борьба за справедливость.
На сцене стоит палатка, сушится белье, стоят стулья, накрытые от дождя, три парня рассказывают свои требования и попутно — свою жизнь.
Литву представил спектакль « Mistras » Малого театра Вильнюса
в постановке Римаса Туминаса. Пьеса Марюса Ивашкявичюса,
звезды современной литовской драматургии, — про отношения Жорж Санд, ее дочери, Шопена, Бальзака, Леруа, Мицкевича и собственно мастера, мистика Товянского. Как сказал
автор, в пьесе 80% основано на реальных событиях, 15% выдумки
и 5% где-то между. Спектакль сияет красивым гротеском и безупречным стилем. Шопен выкашливает чахоточным кашлем « Марсельезу » и подает кофе, Леруа и Мицкевич чистят картошку, Жорж Санд выпивает кисель в литовском ресторане и отмечает, какой он крепкий. Основная новация этой пьесы — очеловечивание
фигуры поэта Мицкевича, поляка литовского происхождения,
супруга сумасшедшей дочери Жорж Санд. Обе страны боготворят его и считают за своего. Возможно, Ивашкявичюс скоро сам станет большой величиной. Его успех растет, и в том числе на просторах нашей родины.
Спектакль « Малыш » Константина Кучикина Хабаровского ТЮЗа по пьесе этого же драматурга выступает в « Золотой Маске » в четырех номинациях категории « Драма »: « Спектакль (Малая форма) », « Работа режиссера », « Работа художника » и « Работа художника по костюмам ». Недавно в московском Центре драматургии
и режиссуры вышла премьера по пьесе « Ближний город » этого литовского драматурга.



Другой драматург, также из бывшей советской республики, продолжает быть популярным. В « Новой пьесе » представлены
два спектакля по пьесам Павла Пряжко (Минск) — « Поле » Филиппа Григорьяна московского театра « Школа современной пьесы » и « Запертая дверь » Дмитрия Волкострелова
Лаборатории « ON. Театр » из Санкт-Петербурга.

Из русских лидируют братья Дурненковы.
Два спектакля по одной пьесе « Экспонаты » Вячеслава Дурненкова привезли
на основную программу (постановка Марата Гацалова в Прокопьевском драматическом
театре) и « Новую пьесу » (постановка
Дмитрия Егорова в Омском театре драмы). Пьеса Михаила Дурненкова « Самый
легкий способ бросить курить » была представлена в постановке Егора Чернышева
в Красноярском драматическом театре и в читке « Конкурс конкурсов » на « Новой пьесе ».

Другие театральные братья — Пресняковы
— были замечены в постановке Марата Гацалова
« Приход тела » в московском Центре драматургии и режиссуры. Создатели спектакля
выжали самый сок из съемочного процесса, и сок вышел ярким, терпким и бодрящим. Если кто-то был хоть раз на съемках, он сразу подтвердит:
« Так там все и происходит! » Вышла абсурдная хохма с философским подтекстом.

18 марта на Поварской (Дирекция проекта
« Открытая сцена ») состоялась дискуссия: « Теория и практика новой драмы ».

Сергей Лавлинский (доцент кафедры теоретической
и исторической поэтики РГГУ) отметил,
что у большого числа студентов часто возникают трудности с анализом современных пьес. Он связывает это с отсутствием « каталога
» методов и инструментов современного текста,
с незнанием поэтики русского авангарда и его последователей.
Анна Степанова (театровед, кандидат искусствоведения, профессор РАТИ-ГИТИСа) считает, что существующая система образования рассматривает только « вертикаль » искусства, где невозможна, например, ненормативная лексика, где невозможен духовно падший герой. Это ставит барьер стереотипов перед студентом гуманитарного вуза. Тем не менее Степанова отметила возрастающий интерес к новой драме в стенах театроведческого факультета ГИТИСа, где написано уже несколько дипломных работ на соответствующие темы.

Вторая часть дискуссии была посвящена вопросу « Что такое новая пьеса? ». Говорили о двух типах « канонов » драмы: аристотелевском
(основанном на « Поэтике » Аристотеля) и так называемом
« ХСП » (« Хорошо сделанная пьеса » — термин, введенный Эженом Скрибом в начале XIX в). Основное предубеждение современной
публики, по мнению Елены Ковальской (театровед, обозреватель журнала « Афиша »), в том, что методы « ХСП » — это методы драматургии вообще. Новая драма, в отличие от аристотелевской,
не обязана ставить своей целью « катарсис ». В отличие от « ХСП », она не обязана ставить своей целью манипуляции с публикой.
Режиссер Виктор Рыжаков признался, что считает свою профессию вторичной и что без текста он бессилен.

Вечером этого же дня состоялась читка пьесы « Вершина горы » Катори Холл в исполнении артистов « Сатирикона » Григория
Сиятвинды и Лизы Мартинес Карденас. Эта пьеса представляет
доктора Мартина Лютера Кинга, борца, лидера черного движения в шестидесятых не как икону, а как живого человека, описывая его последний день на земле.

На следующий день состоялся семинар « Развитие пьесы и продвижение ее на сцену. Американский опыт ». Обсуждали услышанную накануне пьесу и историю ее создания. Пьеса была написана на грант нью-йоркского Центра развития пьесы « LARK ». Это один из немногих проектов, которые так серьезно поддерживают драматургов. Раз в год одному из претендентов дается грант, который включает в себя квартиру между 8-й и 9-й Авеню и стипендию в $2500 на год. Максим Курочкин также участвовал
в проекте Ларка, но в десятидневном ее варианте, и написал
пьесу про апокалипсис, когда женщины выгнали мужчин из своего мира и воцарился матриархат. В рамках совместного проекта « LARK » и фестиваля « Любимовка » в этом году на русский
язык будут переведены четыре американские пьесы.

После перерыва состоялся семинар « Опыты документального расследования в театре ». Ева Некляева, организатор фестиваля
« Балтийский круг » в Хельсинки, рассказала о том, какие у них на фестивале были опыты документального расследования в театре, из которых вышло несколько проектов. Главными особенностями
фестиваля стали отсутствие дэдлайнов, множество разговоров и обсуждений с участниками и зрителями и вообще максимальная свобода. Даниэль Видель (Копенгаген) и Фредерик
Ханнестад (Осло) презентовали свой проект « Построй мне гору ». Пьеса основана на реальных событиях, произошедших с Бертольдом Брехтом и финским драматургом Хеллой Вуолиоки. Пока летом 1940 года Европа горела, они сидели в Финляндии и рассказывали друг другу истории. Многие не знают, а они написали
две пьесы совместно.

20 марта был проведен « Конкурс Конкурсов ». По итогам множества
фестивалей современной драматургии, проводившихся в этом сезоне по всей стране, были отобраны лучшие семь пьес. По результатам читок (режиссер — Лера Суркова) была выбрана « лучшая пьеса сезона ». Специальный приз был присужден Анне Яблонской (« Язычники »), главный приз — Ярославе Пулинович (« Бесконечный апрель ») и гран-при — Михаилу Дурненкову (« Легкий способ бросить курить »).


оригинальный адрес статьи