Театральная компания ЗМ

Пресса

11 апреля 2011

Михайловский театр

Михаил Мельников | газета «Золотая Маска», №4

Три спектакля, привезенные петербуржцами,
представили московским зрителям
весьма разнообразную картину. Здесь была и опера (« Иудейка »), и классический балет (« Лебединое озеро »), и современный
балет (« Минорные сонаты »). На все три спектакля попасть было практически невозможно: зал Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко был переполнен, на улицах толпилась масса людей, надеющихся найти лишний билет.

Опера Жака-Франсуа Фроманталя Галеви
« La Juive » (1835) шла в России с 1837-го как « Дочь кардинала » или « Жидовка ». Режиссер Арно Бернар
смягчил романтический порыв названия до « Иудейки », но, тем не менее, сам сюжет он перенес из далекого 1414-го года в 30-е-40-е года XX-го века. Как следствие, опера приобрела помимо
религиозного и любовного конфликта еще и национальный.
Огромный нацистский орел на заднике, мужчины в красных
рубашках с фашистскими воротниками — все это невольно вновь возвращает зрителя к теме угнетения евреев, к трагедии Холокоста.
Опера и ее участники обладают шестью номинациями в категории
« Опера »: « Спектакль », « Работа художника » (Герберт Мурауер),
« Работа дирижера » (Петер Феранец), « Работа режиссера » (Арно Бернар), « Женская роль » (Наталья Миронова), « Мужская роль » (Нил Шикофф).

На следующий день были показаны « Минорные сонаты
» — получасовой балет Славы Самодурова на музыку Доменико Скарлатти. Спектакль был включен в « Вечер одноактных балетов
», где помимо него шли еще два спектакля Начо Дуато. Самодуров,
восходящая звезда среди хореографов, обратился в чем-то к системе Баланчина: его хореография во многом является пластическим воплощением музыки. В основе спектакля — три дуэта, три истории из жизни, которые не пришли к какому-либо выходу, разрешению. Спектакль выдвинут в номинации « Балет/ Спектакль », « Работа художника по свету » (Саймон Беннисон), « Работа хореографа » (Слава Самодуров).
Последним был показан балет « Лебединое озеро » на музыку П.И. Чайковского. Спектакль является реставрацией того знаменитого
« Лебединого озера » в редакции Александра Горского и Асафа Мессерера, где в 1956 году танцевала Майя Плисецкая. Михаил Мессерер, выдвинутый в номинации « Работа хореографа
», взял в балет все лучшее, что было сделано и придумано за век его реформаций — от Мариуса Петипа до Асафа Мессерера. В номинации « Балет/ Женская роль » выдвинута Екатерина Борченко,
блистательная исполнительница роли Одетты — Одиллии.

Екатерина Борченко.

Номинация — « Балет/ Женская роль ».


Расскажите о своей первой встрече с « Лебединым озером ».

Первое « Лебединое озеро » мы репетировали
еще в театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в паре с братом. У меня есть брат–близнец, Петр Борченко, он был моим первым Принцем. Мы репетировали исключительно
для себя, поскольку нам нравилась эта хореография. Спустя почти год после начала репетиций
мы решили выступить с этим балетом на конкурсе в Новосибирске, где нас заметил Валентин
Елизарьев. Ему очень понравилось наше выступление, и он пригласил нас танцевать к себе в театр (Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь).
Так что можно считать, что « Лебединое озеро » — это знаковый для меня балет.



Во время исполнения своих ролей в « Лебедином
озере » вы чувствуете нечто мистическое,
некую сакральную атмосферу происходящего?



Это грандиозный балет, в нем можно увидеть и услышать самые разные темы и вещи, и что-то мистическое в нем, безусловно, тоже присутствует.

Позволяете ли вы себе вносить новые трактовки
в давно сложившиеся образы Одетты
и Одиллии?



Конечно, своих героев я немного интерпретирую
под себя, вношу свое видение; можно сказать,
что я постоянно нахожусь в поиске, но скорее
в других спектаклях. В постановке Михайловского
театра Михаил Мессерер восстановил хореографию старой версии балета, и образы героев — это результат творчества нескольких поколений артистов и самого балетмейстера.
Чей образ вам ближе — Одетты или Одиллии?

Когда я только начинала работать, мне гораздо больше нравился образ черного лебедя
— Одиллии. Сейчас я уже не могу так сказать. Это два совершенно
разных характера, оба очень интересные и непростые
— невозможно сказать, что одна из ролей мне нравится больше. Технически, конечно, белого лебедя исполнять сложнее.


Номинация на лучшую женскую роль стала для вас каким-то значимым событием?

Безусловно, это очень престижно — быть номинированной на лучшую женскую роль. Но, если честно, я совсем этого не ожидала, это был огромный сюрприз! Конечно, приятный, но в каждом выступлении для меня цель — очень хорошо станцевать, вне зависимости от номинаций.


Какая героиня из вашего классического репертуара наиболее
вам импонирует?



Никия в « Баядерке ». Это один из самых любимых моих балетов.
Конечно, нельзя сказать, что остальные роли мне не нравятся,
— они все мне близки, но в « Баядерке » одна из самых ярких.


Вы танцуете как в классическом репертуаре, так и в современном.
Какой стиль хореографии вам ближе?


Я всю жизнь танцевала классику. И только сейчас начинаю танцевать модерн — это интересная работа, но пока очень новая для меня. Тело нужно перестроить по-новому, ведь там совсем другая пластика.



Насколько вам трудно сотрудничать с Начо Дуато — великим
неклассическим постановщиком?


С Начо совсем несложно работать. Он все объясняет, показывает
каждое движение, сначала танцует сам. К тому же партию в Nunc Dimittis он ставил специально для меня. Точно могу сказать,
что работать с Начо Дуато — одно удовольствие!


оригинальный адрес статьи