Театральная компания ЗМ

Пресса

18 апреля 2006

Московская сага

Мария Бабалова | Известия

Обладатель пяти "Золотых масок" Валерий Гергиев давно утратил личный интерес к одноименному фестивалю и его премии, не приносящей ни финансовых дивидендов, ни профессиональных очков в международной табели о рангах. Но в этом году в рамках национального театрального смотра Мариинка все-таки показала две оперные постановки — "Путешествие в Реймс" Джоаккино Россини и "Тристана и Изольду" Рихарда Вагнера.



Валерий Гергиев всеми возможными способами стремится подчеркнуть эксклюзивный статус Мариинского театра в "золотомасочной" истории. Иногда театр тихо игнорировал фестиваль. Иногда делал громкие официальные заявления, что "вынужден отказаться от участия в национальной театральной премии и фестивале "Золотая маска" и отозвать все свои спектакли из числа номинантов", тем самым явно давая понять: у театра с наивысшей международной репутацией есть дела поинтереснее и поважнее. И конечно, самая хлесткая пощечина "масочному" соревнованию — это самоотвод Валерия Гергиева из списка номинантов.



В этом поступке шефа Мариинки наверняка есть доля обиды за его несправедливый проигрыш на "Маске"-2001. Однако нельзя не признать тот факт, что Мариинка в отечественном театральном пространстве — другая планета и другая, высокоразвитая, цивилизация. (Большой театр, сравнительно недавно начавший осваивать подобную модель жизни, пока не может составить полномасштабную конкуренцию питерцам.) Это не означает, что мариинские спектакли безукоризненны или тем более бесспорны, но выставлять их на одной витрине вместе со скромными провинциальными опусами просто глупо.



Тем не менее у Валерия Гергиева, а следовательно, и у Мариинского театра есть желание и потребность триумфально гастролировать в Москве со своими лучшими работами, так же, как это происходит в Париже или Токио. Поэтому без особой любви друг к другу Мариинка и "Маска" заключили сепаратный мир. Дирекция фестиваля заполучила мариинский козырь в свою афишу, а театр — организационную поддержку своих визитов практически в любое удобное для него время. В итоге еще за месяц до старта фестиваля Москва увидела "Путешествие в Реймс" Россини, а два месяца спустя другую оперную редкость — "Тристана и Изольду" Вагнера.

"Путешествие в Реймс" — трехчасовой дивертисмент из труднейших арий Россини, превращенный французским режиссером Аленом Маратра в красивое дефиле воспитанников Академии молодых певцов Мариинки, которой руководит пианистка Лариса Гергиева, сестра Валерия Абисаловича. Очень искрометный и радостный спектакль, какие редко удается видеть в опере. Правда, качество вокала у мариинской молодежи, включая "масочную" номинантку Ларису Юдину, оставляет желать лучшего. Молодые солисты добиваются успеха не пением, а прекрасными внешними данными и оригинальностью туалетов. Постановка, сделанная легко и остроумно, без претензий на концептуальность, прекрасно передает упоительность Россини и оставляет зрителей в очень хорошем настроении.

"Тристан и Изольда", наоборот, чистейший образец концептуального депрессивного оперного театра, апологетом которого является модный режиссер Дмитрий Черняков. "Тристан" — это уже третья постановка, которую доверил ему Гергиев на сцене Мариинки.



Вагнер полагал, что своей оперой говорит о любви к смерти. Черняков рассказывает мрачную историю о ненависти к жизни. Ни любви, ни души в его спектакле нет начисто — одна бесстрастная работа ума. Как всегда, Черняков-сценограф переигрывает Чернякова-режиссера. В детально проработанных декорациях существуют солисты, явно не знающие своей актерской задачи, от чего они банально бездействуют большую часть времени. При этом Лариса Гоголевская (Изольда) почти без оговорок справляется со своей титанической партией, в значительной степени эмоционально опираясь на вагнеровскую партитуру. Леонид Захожаев (Тристан) не составил равный дуэт своей Изольде, его голос часто просто тонул в оркестровой массе. Хотя оркестр Валерия Гергиева был максимально корректен и предупредителен, страстей не рвал, но все равно, как часто бывает в спектаклях Маринки, оказался в эмоциональном и смысловом плане главной действующей силой.

Публика стоически дождалась финала, несмотря на мучительно долгие антракты. Последний перерыв и вовсе длился больше часа. По театру поползли слухи, что Маэстро был вынужден отъехать из театра на крайне важную встречу. Это очень в духе Валерия Гергиева: миллион терзаний и забот без отрыва от творческого процесса. Уже через неделю он снова вернется в Москву, где в филармоническом формате будут блистать звезды Мариинки и иные знаменитые музыканты - друзья Гергиева.


оригинальный адрес статьи