Театральная компания ЗМ

Пресса

18 апреля 2011

Без неожиданностей

Дина Годер | Московские новости

Похоже, семнадцатая церемония вручения главной российской театральной премии оказалась самой скучной за весь отчетный период. Все было в меру помпезно и в меру деловито, а главное — быстро (еще бы — надо вручить чуть не четыре десятка призов!)

Награды драматического жюри в большинстве своем были ожидаемыми, так что никаким скандалом общий ход стремительного праздника не сорвали. В сущности, все те, кто смотрел церемонию в прямой трансляции телеканала «Культура», ничего не пропустили.

Прошлый театральный сезон, по общему мнению, в Москве особенно удался, поэтому неудивительно, что почти все призы взяла столица. Главным фаворитом московского сезона был эксцентричный и пронзительный вахтанговский «Дядя Ваня» в постановке Римаса Туминаса — он и взял «Маску», как лучший спектакль «большой формы». Насчет награды пушкинскому спектаклю Петра Фоменко «Триптих» в «малой форме» тоже удивляться не приходится — эта постановка, правда, не считается большой удачей режиссера, но известно, что Петра Наумовича все — от зрителей до жюри в любом составе — любят так беззаветно, что его постановки без наград не остаются никогда, и само присутствие Фоменко в конкурсе закрывает двери перед соперниками. Премии за режиссуру и сценографию, отданные соответственно Андрею Могучему и Александру Шишкину за эффектный и трагический спектакль «Изотов» из Александринки, — тоже были ожидаемы. Этот тандем оценен высоко уже давно, но в последнее время он, по общему мнению, дрейфует от положения экспериментаторов-маргиналов в «большую форму» мейнстрима.

С наградами других художников все вышло также без эксцессов: среди художников по свету, с тех пор, как утвердилась эта номинация, в российском театре уже давно ведут «борьбу нанайских мальчиков» два лучших и чуть ли не единственных высоких профессионала в этой области — Дамир Исмагилов и Глеб Фильштинский. Вот и сейчас Фильштинского наградили за свет в музыкальном театре, Исмагилова — в драматическом. Театральная общественность ждет не дождется, когда у них появится хоть один конкурентоспособный ученик. Зато среди художников по костюмам приз взяла совсем молоденькая Мария Трегубова, недавняя выпускница курса Дмитрия Крымова, сделавшая для его спектакля «Тарарабумбия» невероятное количество очень остроумных и изобретательных костюмов. Такое начало, конечно, вдохновляет, и теперь Маша нарасхват — только что она выпустила премьеру в Александринке с Фокиным.

Некоторые, хоть и не слишком радикальные сюрпризы жюри преподнесло, вручая актерские награды. Впрочем, то, что «женскую» премию получит Ольга Яковлева за роль Бабушки во мхатовском «Обрыве», тоже было вполне предсказуемо. Неожиданность состояла в том, что ее главной соперницей за «Маску» оказалась не Марина Голуб во мхатовской роли Вассы Железновой, а красавица Анастасия Светлова, бесстрашно сыгравшая заглавную роль в надрывном и скандальном спектакле Евгения Марчелли «Екатерина Ивановна», переполошившем весь Ярославль. Жюри отдало Светловой за эту роль специальную премию, за нее же в Интернете ратовали и поклонники, желавшие вообще все призы «Маски» отдать «Екатерине Ивановне». Но то, что «Маску» за лучшую мужскую роль возьмет актер ТЮЗа Игорь Гордин, честно сказать, никто не ожидал. Не потому, что он не был хорош — напротив, Гордин был номинирован сразу за две роли, и обе они были отличные (и в «Кроткой», за которую он и получил награду, и в «Медее»). Но, по общему мнению, безусловным лидером этого конкурса был Сергей Маковецкий — дядя Ваня из одноименного спектакля Римаса Туминаса в вахтанговском спектакле. Бог знает, отчего его не отметили: может, это была политика, и, отдавая постановке заслуженный главный приз, жюри сочло, что все ее участники и без того награждены, а может, Маковецкий, как артист неровного, «мочаловского» склада, почему-то сорвался и неудачно сыграл спектакль, когда его смотрели судьи.

Так или иначе, все «Золотые маски», кроме спецприза Светловой, остались в столицах, главным образом в Москве. Второй спецприз жюри тоже более чем ожидаемо ушел москвичам, молодежному проекту РАМТа — выдвинутым единым блоком четырем детским спектаклям в постановке учеников Сергея Женовача. Приятно было смотреть, как молодые актеры и режиссеры театра толпой с гомоном выбежали за «Маской» и бросились рассказывать публике, кто из них за это время успел и сам обзавестись детьми.


Обычно, комментируя подобное «столичное» распределение призов, у нас принимаются отпевать провинциальные театры, в присутствии великих не имеющие шансов на награду. Некоторые даже предлагают создать отдельную, провинциальную, театральную премию. Ответом на эти еще не прозвучавшие, но уже заготовленные инвективы стала на этот раз премия критики, которую принято считать самой продвинутой, рассчитанной не на результат, а на перспективу. Критическую «Маску» получил театр из крошечного города Прокопьевска Кемеровской области за свежий спектакль молодого режиссера Марата Гацалова по «новодрамной» пьесе Вячеслава Дурненкова «Экспонаты», о том, как вот такой же маленький город столичные бизнесмены решили превратить в город-музей, а из жителей сделать живых экспонатов. Получая награду, директор театра сказала, что раньше Прокопьевск был известен только одним — на его главной площади случилась первая в России шахтерская забастовка. И то, что теперь люди узнают и о прокопьевском театре, звучало вдохновляюще.


оригинальный адрес статьи