Театральная компания ЗМ

Пресса

16 апреля 2011

"Золотая Маска": российская интернациональная премия

Марина Тимашева | Радио "Свобода"

Торжественной церемонией награждения лауреатов в Москве завершился театральный фестиваль "Золотая Маска". В конкурсе участвовали 55 спектаклей из 15 городов России.

Церемония уже во второй раз проходит в Гостином Дворе. Зрительские места расположили по две стороны от красной ковровой дорожки, по которой к сцене шли лауреаты премии. Вели церемонию Инга Оболдина и Анатолий Белый. Призы вручали тоже не какие-то "медийные лица", а профессионалы, которые понимают, кого и за что награждают. Даже выносить "Маски" на сцену доверили не девушкам из модельных агентств, а артистам миманса Большого театра. Никаких концертных номеров, только небольшие оркестровые интермедии. Около 40 наград раздали за два с половиной часа, но сама церемония показалась излишне "запротоколированной", официальной и холодной (чего никто не ожидал от режиссера Нины Чусовой).

"Золотую Маску" за роль Бабушки в спектакле МХТ по роману Гончарова "Обрыв" получила Ольга Яковлева – применим к драматическому театру балетную терминологию – актриса-асолюта. Кто не видел ее в спектаклях А.В.Эфроса, может помнить телефильмы " Таня" или "Страницы из журнала Печорина". Второй бесспорный лауреат – выдающийся американский тенор Нил Шикофф, исполнитель главной партии в "Иудейке" Михайловского театра. Он приехал на церемонию, и в ответном слове говорил об актуальности проблематики оперы.

Приз за лучшую мужскую роль в драме достался Игорю Гордину. Его имя значилось в номинациях дважды: Ясон в "Медее" и Он в "Кроткой" московского Театра Юного Зрителя. Обычно в таких ситуациях награждают за обе роли, но тут выбор пал на "Кроткую".



Игорь Гордин заслужил премию, но большинство собравшихся было уверено, что эту "Маску" получит Сергей Маковецкий (за Дядю Ваню театра имени Вахтангова). Жюри, видимо, решило раздать по серьгам как можно большему числу сестер, и оценило "Дядю Ваню" как лучший спектакль "большой формы" (то есть на большой сцене). Премию того же достоинства, но за постановку на малой сцене, получил "Триптих" Петра Фоменко.

Спецприз жюри вручен Российскому академическому Молодежному театру: здесь молодые выпускники ГИТИСа (РАТИ) поставили пять – один лучше другого – спектаклей для детей и подростков, но награждают их (уже не в первый раз) оптом. От РАМТа на "Золотую Маску" претендовала еще "Ничья длится мгновение", и очень обидно, что эту превосходную работу обошли вниманием. Конкуренция среди постановок на малых сценах оказалась очень серьезной, и "Масок" не хватило на всех.

Москва по числу наград опередила Петербург (15 масок против 9). 6 премий – за Екатеринбургом. У Костромы – две, по одной - у Ростова-на-Дону, Хабаровска, Ярославля, Прокопьевска.

Если говорить о театрах-победителях, то первым номером идет Музыкальная комедия Екатеринбурга. У него – четыре "Золотые Маски": композитор Александр Пантыкин, дирижер Борис Нодельман, режиссер Кирилл Стрежнев, и спектакль, который ими сделан – "Мертвые души". У Мариинки - тоже четыре награды. Две - у "Женщины без тени": лучший оперный спектакль и лучший художник Пол Браун. Лучшая певица – Елена Жидкова ("Замок герцога Синяя борода", лучшая балерина – Екатерина Кондаурова("Анна Каренина").


Большой театр отстал от Мариинского на одну "Маску", у него их три, и все за спектакль "Воццек": дирижер Теодор Курентзис, режиссер Дмитрий Черняков и художник по свету Глеб Фильштинский. У Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – тоже три премии. Лучший спектакль "Шесть танцев. Маленькая смерть", художник – Сергей Бархин (за работу в оперной постановке "Кафе "Сократ"), спецприз жюри – Наталье Ледовской ( главная партия в балете "Эсмеральда").

Лидером по числу наград среди драматических театров стала Александринка. Лучший режиссер Андрей Могучий, художник – Александр Шишкин (спектакль "Изотов"), и художник по свету Дамир Исмагилов ("Гамлет").

Лучший спектакль в номинации "Экперимент" – "Гвидон" "Школы драматического искусства". Отмечена и работа в том же театре художника по костюмам Мария Трегубова ("Тарарабумбия"). Лучший спектакль в современном танце – "Мирлифлор" (компания "Диалог Данс" из Костромы). Йохан Гребен и Ури Ивги получили награды за лучшую работу балетмейстеров ("Песня не про любовь" екатеринбургских "Провинциальных танцев"). Победитель в мужской балетной номинации – Леонид Сарафанов ("Quatro" петербургского Театрального Центра на Коломенской).

Спецприз музыкального жюри с формулировкой "За самоотверженную работу ученика, воплотившего в жизнь работу учителя" – Кириллу Уманскому ("Бег" Камерного московского музыкального театра). "Золотые Маски" за роли в мюзиклах достались Татьяне Маслаковой ( "Два бойца" Хабаровский музыкальный театр) и Дмитрию Аверину ("Юнона и Авось" музыкального театра Ростова-на-Дону).

Лучшим спектаклем театра кукол стал "Медведь" из Костромы, но ни актеров, ни режиссера не отметили. "Неужели "Масок" пожалели?" - спрашивали друг друга люди после церемонии. В кукольном театре работают профессионалы и настоящие подвижники, и негоже так с ними обходиться.


Важно отметить то, что очень много наград досталось иностранцам. Некоторые из них постоянно живут и работают в России (как Теодор Курентзис или Римас Туминас), другие получили приглашение участвовать в отдельных спектаклях: певец Нил Шикофф, художники Пол Браун ("Женщина без тени") и Эмили Валентен (кукольный спектакль "Грибуль" из Екатеринбурга), хореографы Йохан Гребен , Ури Ивги ("Песня не про любовь" "Провинциальных танцев" Екатеринбурга) и Иржи Киллиан ("Шесть танцев". "Маленькая смерть").

Много лет назад "Золотую Маску" вручили японской актрисе, сыгравшей главную роль в спектакле Омской драмы, и тогда был ужасный скандал: "как можно было отдать российскую премию чужестранке". С тех пор утекло много воды, и Российская национальная театральная премия стала совершенно интернациональной.


оригинальный адрес статьи