Театральная компания ЗМ

Пресса

18 апреля 2011

"Золотая Маска" для "Дяди Вани"

Анастасия Александрова | Эксперт

На прошлой неделе в московском Гостином дворе состоялась 17-я церемония награждения лауреатов национальной театральной премии «Золотая маска». В год чеховского юбилея лучшим драматическим спектаклем большой формы стал «Дядя Ваня» Римаса Туминаса.

Союз театральных деятелей РФ вручает «Золотые маски» за выдающиеся достижения в области театрального искусства с 1994 года. Ежегодно в первых числах апреля в Москве проводится двухнедельный фестиваль, на котором лучшие театральные коллективы страны показывают свои работы. При этом большинство представлений дают региональные труппы. По завершении фестиваля лучшим из лучших достаются престижные награды.

В этом году жюри конкурса вручило 37 «масок». Праздничную церемонию вели актеры Инга Оболдина и Анатолий Белый, на сцене играл Президентский оркестр Российской Федерации под управлением Антона Орлова.

Первыми были объявлены победители в «легком жанре» – оперетта и мюзикл. Здесь не было равных спектаклю «Мертвые души», поставленному Кириллом Стрежневым в екатеринбургском Театре музыкальной комедии. Эта работа получила сразу четыре «Золотых маски» – за лучшую режиссуру, лучшую работу дирижера, лучшую музыку и лучший музыкальный спектакль. Лучшим актером в жанре оперетта/мюзикл был признан Дмитрий Аверин, сыгравший графа Резанова в ростовской постановке «Юноны и Авось». Приза за лучшую женскую роль удостоилась Татьяна Маслакова («Два бойца», Музыкальный театр Хабаровска).

В категории «Балет и современный танец» также было представлено немало интересных работ. Артистка Мариинского театра Екатерина Кондаурова, станцевавшая партию Анны Карениной в одноименном спектакле, увезла в Северную столицу «Золотую маску» за лучшую женскую роль. Лучшую мужскую роль, по мнению жюри, исполнил Леонид Сарафанов (Quatro, Театральный центр на Коломенской, Санкт-Петербург). Эксперты особо оценили работу нидерландских балетмейстеров Ури Ивги и Йохана Гребена, принимавших участие в постановке «Песни не про любовь» на сцене екатеринбургского театра «Провинциальные танцы». Лучшим спектаклем в жанре современного танца стал «Мирлифлор» костромского коллектива «Диалог Данс», лучшим балетным произведением – «Шесть танцев. Маленькая смерть» столичного Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

В оперном жанре борьба двух столиц завершилась победой Петербурга со счетом 3:2. На две «маски», полученные постановкой Большого театра «Воццек» за лучшую работу режиссера и дирижера (этот же спектакль впоследствии победил и в номинации «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре»), петербуржцы ответили тремя наградами. Елена Жидкова («Замок Герцога Синяя Борода», Мариинский театр) и американский тенор Нил Шикофф («Иудейка», Михайловский театр) получили призы за лучшую женскую и мужскую роль соответственно, а лучшей оперной постановкой жюри признало «Женщину без тени» Мариинки. Опера на музыку Рихарда Штрауса также получила «маску» за работу художника.

Самая престижная награда в драматическом отделе – лучший спектакль большой формы – досталась «Дяде Ване» литовского режиссера Римаса Туминаса. В этом спектакле на сцене Театра имени Вахтангова сыграли Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Людмила Максакова и другие известные артисты. Лучшим спектаклем малой формы стал «Триптих» «Мастерской Петра Фоменко», лучшим режиссером – Андрей Могучий, поставивший спектакль «Изотов» по пьесе современного драматурга Михаила Дурненкова в петербургском Александринском театре. Лучшими драматическими актером и актрисой жюри признало Игоря Гордина («Кроткая», МТЮЗ) и Ольгу Яковлеву («Обрыв», МХТ имени Чехова). Лучшим кукольным спектаклем стал «Медведь» – совместная работа Костромского театра кукол и творческого объединения «Культ-проект» (Москва).
По традиции в этот вечер были вручены и специальные призы. В конкурсе «Эксперимент» победил «Гвидон» московской Школы драматического искусства, а лучшим зарубежным спектаклем стал «Час, когда мы ничего не знали друг о друге» венгерского режиссера Виктора Бодо. В этой постановке используется язык пантомимы и приемы кинематографа. Столичные зрители могли насладиться этой работой в рамках фестиваля NET.

Приза театральных критиков удостоился спектакль «Экспонаты», поставленный столичным режиссером Маратом Гацаловым на сцене театра в шахтерском городке Прокопьевске. За выдающийся вклад в развитие театрального искусства награды были присуждены старейшей актрисе Екатеринбургского театра драмы Галине Умпелевой и легенде отечественной оперетты Татьяне Шмыге, скончавшейся в прошлом году.


оригинальный адрес статьи