Театральная компания ЗМ

Пресса

18 апреля 2011

Выйти из тени

Юоия Бедерова | Московские новости

Оперная «Маска» преподнесла сюрприз: «Воццек» Большого театра в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса в номинации «Лучший спектакль» уступил продукции Мариинского театра «Женщина без тени» Джонатана Кента и Пола Брауна. Небольшая, но сенсация. В то же время постановщики проигравшего «Воццека» выиграли в режиссерской и дирижерской номинациях.

Прихотливая структура «масочных» номинаций, прямолинейная и незатейливая только на первый взгляд — снова дала возможность жюри разыграть сложнейшую комбинацию награждения. «Лучшим оперным режиссером» снова назван автор не «лучшего оперного спектакля». «Лучшим спектаклем» оказалось творение «лучшего художника». При этом «лучшим художником» назван не тот, чья работа не отделима от его режиссерского почерка, — того самого, обладатель которого как раз удостоен награды.



Персональные исполнительские премии ушли в руки, не принимавшие участия в создании «лучшего спектакля» и не попадавшие под влияние «лучших постановщиков». И наконец, «лучшим дирижером» назван единственный общеизвестный дирижер среди представленных. Тут, видимо, двух мнений быть не могло, и ожидания широкой публики благополучно совпали с мнением компетентного жюри.

Картинка-пазл составилась так, что у нее идеально ровные края и как будто правильная фигурка в центре. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что ее руки, ноги и голова — от разных персонажей. Не пригодившиеся части валяются на полу кучей.

Надо напомнить, что в этом году оперным номинантам было тесно как никогда, и конкуренция выглядела отнюдь не номинальной. Главный театр страны выступал с одним названием, зато оно считалось однозначным претендентом на победу. Между тем к финалу «масочных» показов заговорили о неочевидности безоговорочной победы «Воццека». Премьера прошла, кажется, так давно, что сногсшибательный эффект спектакля позабылся. Выдающаяся премьера в «масочной» серии приобрела будничный статус, и со всем своим необычайным видом «Воццек» встал в ряд прочих претендентов. А значит на него автоматически стали распространяться правила распределительной «масочной» игры.

На этот раз принципиальных игроков оперного сезона насчитывалось трое. Большой с его единственной премьерой, Мариинка с пакетом из трех блокбастеров — «Женщина без тени» Рихарда Штрауса, «Троянцы» Берлиоза, не показанные в Москве, поскольку такого размера зрелище в столице просто негде показывать, и «Замок герцога Синяя Борода» Бартока. Третий — санкт-петербургский Михайловский театр с громкой премьерой

«Иудейки» Жака Галеви. Московские гастроли спектакля прошли только что и были успешны. «Иудейка» не оказалась провинциальной вампукой. Но все же не смогла вмешаться в спор главных театров. Жюри не хватило одного миллиметрового шага, чтобы финальный расклад выглядел совсем занимательно. Если бы дирижерскую «Маску» получил не Теодор Курентзис (за героизм — в Москве так или иначе сыграли Берга), а «михайловский» Петер Феранец, который действительно дельно освоил огромную гору партитуры Галеви, главные «масочные» награды красиво распределились бы на троих.

Но «Иудейке» ушла только одна «Маска» — персонально Нилу Шикоффу, исполнителю партии Элеазара. Это коронная роль европейской звезды на закате карьеры, и «Маска» ему — все равно премия Джоконде.

Еще одна «персоналка» отошла вовсе не Марди Байерс (Мари в «Воццеке»), а Елене Жидковой — Юдит из «Замка герцога Синяя Борода» (она же — Мари второго состава «Воццека»). Жюри разглядело тонкие настройки ее надрыва среди разных кошмаров жутковатой в целом постановки.

Остальные главные «маски» разделили ровно пополам. «Воццеку» — за режиссуру и дирижерскую работу. «Женщине без тени» — за вполне выдающееся художество Пола Брауна и за «лучший спектакль». Из этого решения мог бы прямо следовать вывод, что по-настоящему хороший оперный спектакль — тот, который по-настоящему (и «по-оперному») хорошо выглядит. Однако при всей очевидности победы визуальной оперной роскоши современного извода, вряд ли стоит провозглашать здесь тенденцию. Ведь в следующий раз следующее жюри вывернется из новой сложной ситуации как-нибудь по-другому. И лучшим спектаклем запросто может оказаться, например такой, чьи создатели вообще ничего не получат.




оригинальный адрес статьи