Театральная компания ЗМ

Пресса

17 апреля 2006

Немой театр и призрак оперы

Елена Дьякова | Новая газета

Особые приметы «Маски»-2006? Мощная конкуренция в оперных номинациях. Редкостное разнообразие самих постановок, объединенных лишь принципом авторской режиссуры. Столь же тщательной, как в драме.
И это, видимо, не случайная гримаса сезона. Не призрак, а признак оперы.
В одном сезоне сошлись: «Мадам Баттерфляй» Большого театра (первый спектакль Роберта Уилсона в России); многострадальные «Дети Розенталя» Десятникова и Някрошюса (столь пристальным вниманием властей музыкальный театр не был отмечен со времен оперы «Великая дружба»); умный и печальный, почти лишенный бенгальских огней «Геликон-оперы» спектакль Дмитрия Бертмана «Упавший с неба» (по мотивам «Повести о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский» Сергея Прокофьева); «Тристан и Изольда» Мариинского театра (постановка Дмитрия Чернякова — первый в России «Тристан» со времен молодого Мейерхольда); «Соловей» Стравинского в лаконичной постановке хореографа Татьяны Багановой (Пермский театр оперы и балета); «Травиата» Юрия Александрова, в которой реалии современной России смешаны с атмосферой «Джульетты и духов» Феллини («Санктъ-Петербургъ Опера»); карнавальное «Путешествие в Реймс», перенесенное Мариинским театром и Аленом Маратра в ХХ век.
Главным событием «Маски»-2005 была «Аида» Новосибирской оперы: мощный социальный message музыкального спектакля, превращение любовного сюжета «из египетской жизни» в эпос гражданской войны всех со всеми под пирамидами 1930-х, в зимний ад «горячей точки» конца ХХ века.
На «Маске»-2006 таких всемосковских потрясений не было. Но ясно виден расцвет жанра. Опера в России заговорила о времени.
…А драма, напротив, немеет. Но это ей даже к лицу. Еще тенденция сезона: расцветает «театр художника». Широкоформатный спектакль Андрея Могучего «Между собакой и волком» превратил роман Саши Соколова в дальний лепет, невнятный хор инвалидной артели им. Даниила Заточника, скрип рельсов, свист ветра на льду. Тем не менее сценография Могучего и Алексея Богданова воскресила главное в романе.
В том же жанре бессловесных магических трансформаций сделаны камерные «Недосказки» Дмитрия Крымова и его студентов-сценографов. А в «Шинели» Фокина г-н Башмачкин (Марина Неелова) играет в дуэте с фантасмагорией Петербурга, созданием сценографа Александра Боровского. В начале ХХI века вместо немого кино приходит немой театр.
Главная, пожалуй, примета «Маски» — она стала привычной. Идет в рабочем порядке, уверенно заполняя залы. И служит лучшей поисковой системой, этаким «Яндексом» российского театрального процесса.
Итоги «Маски»-2006 объявят сегодня. Эксперты «Маски»-2007 уже работают.




оригинальный адрес статьи