Театральная компания ЗМ

Пресса

8 ноября 2011

Она предстала новой в Вассе Железновой

Оксана Донич | Газета «Час»

В рамках театрального фестиваля «Золотая маска в Латвии» в Риге побывала заслуженная артистка России Марина Голуб. В Доме Москвы прошел ее творческий вечер, а на сцене театра «Дайлес» она блеснула в роли Вассы Железновой в одноименном спектакле Московского Художественного театра им. А. П. Чехова по мотивам пьесы Максима Горького.

Непривычное амплуа Марины Голуб

Телезрительницы хорошо знают Марину Голуб по передаче «Девчата» на канале «Россия». Пышнотелая хохотушка излучает позитив. Открытость и веселый нрав сформировали амплуа актрисы - в серьезных драматических ролях ее представить трудно. Но они в творческом багаже Голуб есть: Гертруда в «Гамлете», Селия Пичем в «Трехгрошовой опере», Дарина в «Тартюфе» и одна из последних в МХАТе - Васса Железнова. Роль, о которой актриса мечтала всю жизнь. Роль, в которой можно многое высказать.

Отыграв «Вассу» в Вильнюсе Марина Голуб приехала в Ригу и уже через два дня отбыла в Таллин, где снова умирала на сцене в рамках гастролей лучших российских театров, чьи спектакли были номинированы на российскую театральную премию «Золотая маска». «Васса Железнова» фигурировала в этом году в четырех номинациях: «Лучший драматический спектакль, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль». Увы, премия не была получена ни по одной из номинаций, но это не умаляет достоинств спектакля и в особенности игры исполнительницы главной роли.
Васса в спектакле Льва Эренбурга совсем не такая, какой ее привыкли видеть зрители по другим постановкам и экранизациям. Она по-своему мягкая и добрая, несмотря на весь тяжелый груз забот. Да, на ней держится весь дом и судоходная компания мужа, да, она властная - все делает так, как хочется и кажется правильным ей. Но это, как говорит дочь Вассы, «человечная женщина». Марине Голуб удалось создать объемный, неоднозначный характер своей героини. Сыграть железную домоправительницу проще, а смертельно уставшую, несчастную, изводящую не только других, но и себя доводящую до инсульта, а затем инфаркта? Тут нужно вжиться в роль, что с успехом и делает Голуб, да так, что потом с трудом выходит из образа.

Как рассказала актриса на творческом вечере в Доме Москвы, в конце спектакля в Вильнюсе ее челюсть не хотела вставать на место. Нужно выходить на поклон, а у актрисы все еще перекошенное сыгранным инсультом лицо. Отходить от роли Вассы приходится как минимум два дня. И ни о каких «Девчатах» сразу после спектакля Марина Голуб и слышать не желает.

- Очень важно, чтобы искусство отвечало на вопросы, а не просто развлекало и веселило, - скажет она в начале встречи с рижскими зрителями. Но они будут просить актрису рассказать что-нибудь смешное и удивляться: Васса Железнова. Горький - неужели это актуально в наши дни?

Ее Васса поднимает вопрос женского одиночества. «Женщинам становится все «одиноче» в этом мире. Крикнешь, а вокруг - тишина. Будто выжженная степь кругом» - эту фразу Марины Голуб можно отнести и к образу, который она воплощает на сцене. Муж - игрок и гуляка, которого собираются судить за растление малолетних, взрослые непристроенные дочери, не оправдавшие ожиданий матери, сын при смерти и внучок - единственная надежда, наследник пароходного дела и состояния, которого приходится прятать от невестки-революционерки, чтобы та не увезла «кровинушку» за границу. Есть еще брат - еще тот кутила, не пропускающий мимо ни одной юбки. И всех как-то нужно наставлять на путь истинный, терпеть и любить. И при это решать неженские проблемы с арестованными баржами, подмасливать деньгами чиновников, копить, чтобы продолжать тянуть этот непосильный воз. Грузная, озабоченная, умудренная прожитым женщина с сединами - такой предстает Марина Голуб в «Вассе». И каждый раз отрывает от себя кусок другой, реальной, жизни.

- Сверкнуть можно, а прожить в искусстве трудно - так, чтобы было, что говорить зрительному залу. Сейчас актеров делают популярными не спектакли - сериалы и телепередачи, и главная их задача развлекать, - поделилась актриса. - «Девчата» - проект хороший, рейтинговый... Но не знаю, буду ли работать в нем дальше. Поменялась команда редакторов, и мне не все нравится. Что-то кажется откровенно пошлым. Мы там так много говорим о сексе, как будто все время им занимаемся. А ведь у нас у всех полно работы. К тому же у женщин есть и другие проблемы. Когда начальство сказало, что по рейтингу мы переплюнули «Прожектоперисхилтон», я ответила: «А если мы еще и разденемся, то все будут смотреть только нас!».

Главное, делать любую работу достойно - таково кредо Марины Голуб. Относится оно и к съемкам в рекламе. Пойти рекламировать средство для чистки унитаза («Комет». - Авт. ) можно только из-за безденежья. И такой период у нее был. Не было съемок в кино, не было театральных ролей. А тут заманчивое предложение сняться в рекламе и этим обеспечить себе безбедную старость. До последнего от нее скрывали, что нужно рекламировать. У актрис негласное табу на прокладки и майонезы, а тут... Первым порывом было развернуться и уйти. Но ей предложили самой назвать цену. Марина Голуб пошла за советом к папе. Тот привел в пример Анну Нетребко, не погнушавшуюся рекламировать краску для волос. «Голос от этого никуда не пропал, и лучшие театры мира не отвернулись», - вынес вердикт папа, и дочь решилась.

- Я просто очень упертая. Я всегда хотела играть в театре, мечтала работать во МХТе. Но, видно, я пришла туда тогда, когда надо было (в 2003 году. - Авт. ). Я окончила Школу-студию МХАТ, выступала на эстраде, работала в «Сатириконе», Московском театре «Шалом», снималась в кино и сериалах, потом меня пригласили в телепередачу «Эх, Семеновна!»... У меня абсолютно актерское лицо - что нарисую, то и будет. Вот сегодня я нарисовала себя красавицей... На сцене - другие нервы, ты не чувствуешь боли, температуры. В этом чудо театра. Но почему актерский век не долог - мы работаем собой: вживаемся в роли, проживаем чужие жизни, умираем на сцене. Отойти от всего этого непросто. Я лично свечки жгу, держу при себе святую воду. Артист - сложная и довольно жестокая профессия, но прекрасная.

оригинальный адрес статьи