Театральная компания ЗМ

Пресса

12 декабря 2006

Московский блиц Валерия Гергиева

Мария Бабалова | Известия

На пятнадцатом году жизни «Золотая маска» сделала беспроигрышный афишный ход, дав старт новому проекту «Премьеры Марииинского театра в Москве». Для начала худрук Мариинки Валерий Гергиев привез в столицу пару совсем не шлягерных и не масштабных опер — «Фальстафа» Верди и «Поворот винта» Бриттена.

Формально оба эти спектакли претендуют и на «Золотую маску» в общей сложности в шести номинациях (имена победителей назовут 14 апреля). Но в данном случае это не самое главное не для соискателей наград, конечно, а для публики. Какой бы разнообразной и представительной ни была наша музыкальная жизнь, Москва хочет видеть и слышать Валерия Гергиева. И без разницы под чьей вывеской это произойдет — «Золотой маски», Пасхального фестиваля или обычного филармонического концерта.

И это взаимно. Гергиеву очень важны выступления в Москве, так же как в Париже, Лондоне, Токио или Нью-Йорке. Хотя пять лет назад и не без скандала категорически отказался от ежегодного соревнования за «маску». Поступок не лишен амбициозности, но абсолютно понятен. Гергиев недосягаемо лучший. Он сделал наш (Мариинский) оперный театр свободно конвертируемым во всем мире. К тому же гергиевский гастрольный график, который и сам маэстро не всегда способен выдержать, не позволяет Мариинке вписываться в чужие расписания.

«Фальстаф» и «Поворот винта» — не основа мариинского репертуара, отличительной чертой которого является грандиозность. Но они свидетельство мучительных поисков Гергиевым интересных режиссеров, которых в нашем театре явный дефицит.

«Фальстафом» в качестве оперного режиссера дебютировал Кирилл Серебренников — модный герой столичной театральной тусовки. Постановка получилась на любителя. И не современной режиссуры, а персонально Кирилла Серебренникова. Спектакль демонстрирует уж слишком много личных жизненных пристрастий режиссера и изобилует цитированием коллег всех мастей. Иногда получается смешно, чаще — мимо. А к третьему акту и вовсе запас мелких трюков (с мужским балетом в пачках, например) и трафаретных ходов (мистер Форд на Ford'е) был исчерпан, и финал провалился. Затея перекомиковать Шекспира не удалась.

Что касается музыкальной стороны, то Гергиев не смог одолеть беду всех наших музыкальных новостроек — мягко говоря, далекую от идеальной акустику только что открытого после реконструкции Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. И многоголосым ансамблям и соло не хватало точности. Но, быть может, Виктору Черноморцеву для обретения «Золотой маски» вполне хватит и абсолютного фактурного попадания в роль сэра Джона Фальстафа без вокальной безупречности. Лучшим же из солистов был Василий Герелло (Форд), почему-то «масочным» комитетом незамеченный. Оркестр Гергиева был максимально корректен в оказавшейся почти экстремальной гастрольной ситуации.

«Поворот винта» — совсем иная постановка. Британский тандем постановщиков — режиссер Дэвид Маквикар и художник Таня Маккаллин — сделал по жутковатой модернистской новелле Генри Джеймса умный интеллигентный спектакль о борьбе темных сил за невинную детскую душу. Примой идеального певческого ансамбля была Ирина Васильева (Гувернантка), а отрок Майлз в исполнении маленького актера Николая Ирви вызывал в зале умиление, как оно всегда бывает, когда на сцене играют дети.

Камерным составом мариинского оркестра управлял молодой дирижер Павел Смелков, который готовил оперу Бриттена и к петербургской премьере. В Москве Валерий Гергиев импровизированно, без объяснения причин уступил ему место за пультом. А именно фирменной гергиевской энергетики не хватило этому спектаклю для того, чтобы стать совершенным произведением театрального искусства...



оригинальный адрес статьи